124
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1.
В начале занятия преподаватель проводит тестовый контроль знаний с проверкой
ошибок.
2.
После проверки исходного уровня знаний преподаватель ведет опрос студентов по
следующим вопросам:
общая характеристика современной транспортной травмы, ее место в структуре
насильственной смерти. Виды транспортной травмы (автомобильная, рельсовая,
авиационная, водным транспортом);
автомобильная травма – понятие, виды автомобильной травмы (от столкновения
автомобиля с пешеходом, от переезда колесом, от выпадения из движущегося
автомобиля, травма внутри автомобиля, от сдавления тела между автомобилем и другим
предметом) ;
фазы возникновения повреждений при автомобильной травме от столкновения
движущегося автомобиля и пешехода: соударение, забрасывание тела на капот
автомобиля, отбрасывание тела на дорожное покрытие, скольжение и трение тела о
грунт. Морфологическая характеристика повреждений. на различных этапах.
Специфические и характерные повреждения;
железнодорожная травма. Морфологическая характеристика травм, причиненных
рельсовым транспортом: повреждения от переезда колёсами рельсового транспорта,
повреждения от ударного действия частей железнодорожного состава, повреждения от
сдавления тела между вагонами, буферами вагонов, повреждения при падении из
ж.д.транспорта, повреждения внутри вагонов при ж.д.катастрофах. Особенности
осмотра трупа на месте его обнаружения и проведения экспертизы при расчленении;
авиационная травма – виды, особенности, характер повреждений, порядок
проведения судебно-медицинской экспертизы в случаях массовой гибели людей при
авиационных катастрофах;
повреждения при падении с высоты и на плоскости: виды падения и механизмы
возникновения повреждений, морфологическая характеристика местных и отдаленных
повреждений, зависимость от высоты, вида падения и других условий. Падение на
лестничном марше;
3.
После изучения темы преподаватель вместе со студентами проводит судебно-медицинское
исследование трупа в случаях транспортной травмы с подробным описанием всех
специфических и характерных признаков для конкретного вида транспортной травмы. После
вскрытия преподаватель показывает принципы заполнения медицинской справки о смерти с
кодированием основной, непосредственной и внешней причин смерти.
4.
После вскрытия студенты оформляют заключение эксперта с формулировкой судебно-
медицинского диагноза и экспертных выводов и приступают к самостоятельному решению
ситуационных задач по теме.
В конце занятия преподаватель разбирает задачи, отвечает на возникшие в ходе занятия вопросы,
подводит итоги.
Широкое распространение механических транспортных средств во второй половине 20-го
века привело к резкому увеличению числа транспортных травм. К транспортным травмам относят
механические повреждения, причиняемые частями транспорта во время его движения, а также