54
1. Определение энергозатрат организма.
Одним из методов определения энерготрат является хронометражно-
табличный, в котором используются данные расхода энергии, полученные
лабораторными методами (см. приложение 39). Необходимо заполнить таб-
лицу 1, в 1-й графе (колонке) которой перечисляются все виды деятельности
за сутки, включая сон, во 2-й - проставляется время выполнения каждого ви-
да деятельности "от–до", причем окончание предыдущего вида деятельности
должно совпадать с началом последующего. В 3-й графе интервал "от–до"
переводится в минуты, т.к. табличные данные расхода энергии при соответ-
ствующем виде деятельности, которые приводятся в 4-й графе, выражаются
именно в минуту. В 5-й графе указывается расход энергии при каждом виде
деятельности с учетом ее продолжительности, получаемый путем умножения
величины из графы 3 на величину из графы 4.
Суммируя построчные результаты пятой графы в строке «Итого», нахо-
дят суточные энерготраты на 1 кг массы тела. Полученную величину умно-
жают на массу тела и прибавляют к ней 15% от полученной величины для
компенсации неучтенных энерготрат (не все виды деятельности могут быть
отражены в режиме дня, неточно определена их продолжительность, отсут-
ствуют табличные данные расхода энергии при некоторых видах деятельно-
сти, и приходится использовать данные того вида, который по характеру бли-
зок фактическому виду деятельности, а также возможно осуществление не-
скольких видов деятельности одновременно, например, разговор во время
ходьбы пешком).
Таблица 1
Р
АСЧЕТ СУТОЧНЫХ ЭНЕРГОТРАТ СТУДЕНТА
Виды дея-
тель-ности
Время
(от и до)
Продол-
жительность
деятельности,
мин
Расход энер-
гии в 1 мин на
1 кг массы,
ккал
Вычисленные
затраты энергии,
ккал / 1 кг
Зарядка
7.00-7.15
15
0,0648
0,0648 х 15 = 0,972
Личная ги-
гиена
7.15-7.30
15
0,0329
0,0329 х 15 = 0,5
Уборка по-
стели
7.30-7.40
10
0,0329
0,0329 х 10 = 0,329
…
Итого за сутки
1440
2. Определение энергетической и пищевой ценности рациона.
Для гигиенической оценки питания человека на практике используется
расчетный метод. Суть его состоит в изучении меню-раскладки – перечня
блюд суточного рациона с указанием количества продуктов, взятых для изго-
товления каждого блюда, и пищевых веществ и энергии, содержащихся в
данном количестве продукта.