Стр. 115 - 2

Упрощенная HTML-версия

101
в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной
при неправильном и непредусмотрительном поведении работающего.
3.3.«Ответственность за безопасность других лиц»
. При оценке
напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную
ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть
такую, которая вменяется должностной инструкцией.
Как правило, это руководители первичных трудовых коллективов; работ-
ники, чья ответственность исходит из самого характера работы - врачи не-
которых специальностей (хирурги, реаниматологи, травматологи, воспитате-
ли детских дошкольных учреждений, авиадиспетчеры) и лица, управляющие
потенциально опасными машинами и механизмами, например, водители
транспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомо-
тивов.
3.4
.
«Количество конфликтных производственных ситуаций за смену».
Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда про-
фессии (сотрудники всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподавате-
ли др.) существенно увеличивают эмоциональную нагрузку и подлежат ко-
личественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на
основании хронометражных наблюдений.
Конфликтные ситуации у педагогов встречаются в виде непосредственно-
го взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также участие в раз-
решении конфликтов, возникающих между учениками. Кроме того, могут
возникать конфликты внутри педагогического коллектива с коллегами, руко-
водством и в ряде случаев с родителями учащихся.
Пример.
Наибольшее число конфликтных ситуаций в среднем за рабочую
смену отмечено у работников правоохранительных органов: более 8 (класс
3.2), меньшее количество у преподавателей - от 4 до 8 (класс 3.1), у помощ-
ников следователей прокуратуры от 1 до 3 (класс 2), у работников канцеля-
рии прокуратуры - отсутствуют (класс 1).
4. Монотонность нагрузок
4.1.
и
4.2.
«Число элементов (приемов), необходимых для реализации про-
стого задания или многократно повторяющихся операций»
и
«Продолжи-
тельность (с) выполнения простых производственных заданий или повто-
ряющихся операций»
- чем меньше число выполняемых приемов и чем коро-
че время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок.
Данные показатели наиболее выражены при конвейерном труде (класс
3.1—3.2). Эти показатели характеризуют так называемую «моторную» моно-
тонию.
4.3.«Время активных действий (в % к продолжительности смены)»
.
Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным
действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше
время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответствен-
но выше монотонность нагрузок.