Стр. 114 - 2

Упрощенная HTML-версия

100
сятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10—15 дБА и соответ-
ствует разборчивости слов, равной 90—70% или на расстоянии до 3,5 м и т.
п. Примером работ, связанных с нагрузкой на слуховой анализатор, является
труд телефониста производственной связи, звукооператора ТВ, радио, музы-
кальных студий.
2.8. «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наго-
вариваемых в неделю)».
Степень напряжения голосового аппарата зависит от
продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается
при длительной, без отдыха голосовой деятельности.
Пример.
Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голо-
со-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокали-
сты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т. д.). В меньшей степени такой
вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспет-
черы, телефонисты, руководители и т. д. - 2 класс). Наименьшие значения
критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты,
конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).
3. Эмоциональные нагрузки
3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятель-
ности. Значимость ошибки»
- указывает, в какой мере работник может вли-
ять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осу-
ществляемой деятельности. Для таких профессий, как руководители и масте-
ра промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транс-
портных средств и т. п. характерна самая высокая степень ответственности за
окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к
остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для
жизни людей (класс 3.2).
Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки
приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмо-
циональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): мед-
сестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень от-
ветственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки при-
водят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в
частности, бригадира, начальника смены и т. п.), то такой труд по данному
показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального
напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость
критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность
только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущен-
ной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1
класс).
3.2. «Степень риска для собственной жизни»
.
Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуют лишь
те рабочие места, где существует прямая опасность, т. е. рабочая среда таит
угрозу непосредственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание),