99
2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения»
-
указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения
возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет тре-
бования к объему внимания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распре-
делению как способности одновременно сосредотачивать внимание на не-
скольких объектах или действиях.
Пример.
Для операторского вида деятельности объектами одновременного
наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления,
клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения
установлено у авиадиспетчеров - 13, что соответствует классу 3.1, несколько
ниже это число у телеграфистов - 8—9 телетайпов, у водителей автотранс-
портных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отме-
чается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, кон-
структоров и других (1 класс).
2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного
внимания (% от времени смены)»
. Чем меньше размер рассматриваемого
предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и
чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный
анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.
Например, врачи-рентгенологи при просмотре флюорографических сним-
ков должны дифференцировать затемнения диаметром до 1 мм (класс 3.1), и
время от времени для уточнения информации пользуются лупой, что увели-
чивает размер объекта и переводит его в класс 2, однако основная работа по
просмотру снимков проводится без оптических приборов, поэтому такая ра-
бота должна оцениваться по данному критерию классом 3.1.
2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при
длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)».
Продолжительность рабочего дня принимается за100%, а время фиксиро-
ванного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты
– чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к разви-
тию напряжения зрительного анализатора.
К оптическим приборам относятся те устройства, которые применяются
для увеличения размеров рассматриваемого объекта - лупы, микроскопы, де-
фектоскопы.
2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)».
Согласно
этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы
пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе
данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквен-
ной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на
экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и
тем выше напряженность труда.
2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор».
Степень напряжения слухового
анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от
соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда
помех нет, разборчивость слов равна 100 % - 1 класс. Ко 2-му классу отно-