Стр. 112 - 2

Упрощенная HTML-версия

98
2. Сенсорные нагрузки
2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени сме-
ны)»
- чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредо-
точенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей сме-
ны принимается за 100 %.
Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за хо-
дом технологического процесса отмечается у операторских профессий: теле-
фонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств(
более 75 % смены - класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра
(51—75 %) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50 % значения этого
показателя колебалось у медицинских сестер, мастеров промышленных
предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается
у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс -
до 25 % от общего времени смены).
Длительное сосредоточенное наблюдение необходимо в тех профессиях,
где состояние наблюдаемого объекта все время изменяется, и деятельность
исполнителя заключается в периодическом решении ряда задач, непрерывно
следующих друг за другом, на основе получаемой и постоянно меняющейся
информации (врачи-хирурги в процессе операции, корректоры, переводчики,
авиадиспетчеры, водители, операторы радиолокационных станций, и т. д.).
Так, у водителей транспортных средств длительность сосредоточенного
наблюдения в процессе управления транспортным средством в среднем более
75 % времени смены; на этом основании работа всех водителей оценивается
по данному показателю классом 3.2. Однако, это справедливо далеко не для
всех водителей.
На практике достаточно часто такие расчеты показывают, что суммарное
время вождения автомобиля и, соответственно, длительность сосредоточен-
ного наблюдения не превышают 2—4 часов за рабочую смену.
2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем
за 1 час работы»
- количество воспринимаемых и передаваемых сигналов
(сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику дея-
тельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сиг-
налов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к
возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления инфор-
мации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, зву-
ковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диа-
граммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по теле-
фону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).
У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вы-
зов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) - 2 класс.
Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий,
как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы - 1
класс.