99
акцент на фигуре Иисуса, создав «своего рода
апофеоз единосущного
, без разделения на
ипостаси, божества, которому служат и люди, и небесные силы»
75
. Но и Он был готов служить им.
Глаза ангела не прописаны, в них горел огонь. Строгое, сосредоточенное лицо передавало
внутреннюю
собранность и силу Христа – мужественного защитника рода людского
,
идущего на крест во искупление его грехов. Но как напоминает этот образ героя-воина,
мужественного освободителя земли русской!
Для создания своих ярких образов Феофан Грек использовал довольно простые
художественные средства. Живопись его почти монохромна (одноцветна), красно-коричневых и
желтых охр, оттенки которых давали необычайно красочное многообразие, вызывали ощущение
как бы вибрирующей поверхности. Фигуры святых он расчерчивал энергичными белыми (или
голубыми, серыми, красными) мазками – бликами, пробелами, движками, которые выполняли у
него сразу несколько функций: 1) символизировали божественный фаворский свет; 2) лепили
форму; 3) усиливали экспрессию образа, создавали нужные эмоциональные оттенки. Манера
письма мастера резкая, стремительная, сильная, он любил размашистые линии, полные динамизма
формы, свободные композиционные построения.
В 1395 г. Феофан Грек переехал в Москву
, где руководил работами по росписи
церквей и теремов Московского Кремля. В том числе он вместе с Прохором с Городца и Андреем
Рублевым расписал в 1405 г. Благовещенский собор (сохранился иконостас). Под воздействием
русских мастеров и гуманистических идей, прежде всего Сергия Радонежского,
искусство
Феофана приобрело новые черты
. На смену утверждению сильной духом личности пришла,
правда
еще суровая, но все же успокоенность, сдержанность, величавая торжественность,
искреннее сочувствие к человеку
. Благовещенский иконостас представлял «мир, исполненный
классической гармонии и завораживающей красоты. Этот идеал ориентирован не на отказ от
мира, но на жизнь в мире… Телесное в образах Деисуса не просто очищено и преображено, на
нем лежит отблеск небесной чистоты и блаженства»
76
, что соответствовало распространившимся
на рубеже веков представлениям о гармонии души и тела.
Многие русские иконописцы испытали влияние мудреца и отменного живописца
Феофана Грека – первого изографа русского Предвозрождения. Однако настоящим образцом для
подражания на долгие годы стало творчество другого великого мастера – Андрея Рублёва.
Андрей Рублёв
(60-е гг. XIV в. – 1427 г.) был прежде всего монахом, прошедшим
школу уединённой молитвы, послушания и смирения. На его мировоззрение оказали влияние и
Сергий Радонежский, и атмосфера первых побед над Ордой, и возросший в обществе интерес к
личности. Отсюда глубокий гуманизм, высокий идеал человечности в его творчестве. С именем
Рублёва связан второй этап Предвозрождения,
«Золотой век» русской иконы
. Его творения
отличала глубина и одухотворённость человеческих образов,
уравновешенность и спокойное
состояние духа, гармония и согласие, мудрость и благородство, совершенная любовь,
изгоняющая страх и преобразующая мир
. Ему первому удалось особенно ярко выразить
национальные черты
: не только русский тип лица, но и склад характера. Абсолютным
выражением духа нации стал знаменитый
«Спас» из Звенигородского чина
. По выражению
Н.А.Дёминой, – это «воплощение типично русской благообразности… Самое значительное в этом
новом облике взгляд. Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к
нему, в нём чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его. … взгляд ясный,
открытый, благожелательный. Перед нами как бы сильный и деятельный человек, который имеет
75
Ильин М.А. Указ.соч. С.51.
76
Колпакова Г.С. Указ.соч. С.168.