Стр. 98 - 2

Упрощенная HTML-версия

98
художественная культура, отмеченная гуманизмом и высоконравственными идеалами. Наиболее
ярко новые взгляды отразились в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублёва.
Феофан Грек
(30-е годы XIV в. – после 1405 г.) приехал в Новгород из Византии,
расписав уже более 40 церквей в различных странах. В его искусстве впервые были выражены
основные положения Георгия Паламы, и прежде всего
в монументальных фресках в церкви
Спасо-Преображения в Новгороде (1378 г.)
«Суровость феофановских образов, их особая
одухотворённость, их порой преувеличенная экстатичность – всё это связано с исихазмом», –
писал искусствовед В.Н.Лазарев, однако «он мыслил гораздо более свободно, чем исихасты»
72
и
более реалистично. Феофан не мог оставить незамеченными богословские споры в Новгороде и
ересь стригольников. «В отличие от византийского исихазма, проповедовавшего индивидуальное
спасение человека, стригольники выступали за спасение всех людей, народа в целом… Она
(мысль еретиков – авт.) звала людей на подвиг, осмысливала их действия и поступки, вдохновляла
на труд и творчество. Эти-то воззрения стригольников… вызвали создание вдохновенных
образов. Об этом говорят его праотцы, пророки, столпники. В них он наглядно воплотил
становление сильной личности, способной объединить людей и вывести их на путь спасения.
Исихастические свойства искусства оборачивались в пользу стригольнических воззрений,
укрепляя дух человека»
73
. Его
святые
наделены
яркой индивидуальностью и напряжённым
психологизмом
. За внешним покоем и самоуглублением в их лицах видится
драматизм,
мучительная внутренняя борьба, страсти и сомнения, а также призыв к
самосовершенствованию, обращённый к единоверцам.
При написании
столпников
Феофан активно использовал белый цвет,
символизировавший
свет Фавора
. Они демонстрировали
различные ступени обожения
. Так,
фигура Макария Египетского вся объята светом, как белым пламенем. Руки выставлены вперед –
поза принятия благодати. Глаз нет – они не нужны ему, он видел Бога внутренним взором,
духовным. Он живет в свете, он сам был свет. Этот исключительной силы образ иллюстрировал
православную мистику: подвижник в процессе богообщения погружался в свет, в божественную
реальность, но при этом не растворялся в ней, сохраняя свою личность.
Самая большая фреска
«Пантократор»
(Вседержитель) выполняла основную
идейную нагрузку, знаменуя второе пришествие грозного Бога. «Взирая с небес на землю,
Христос видит бездонную пучину греха. В его глазах – выражение грозной, внушающей страх
силы. В левой руке запечатанная семью печатями книга откровения Иоанна, которая будет
раскрыта только в день Страшного Суда»
74
. Неистовый образ Пантократора
внушал чувство
страха Божия, то есть боязнь несоответствия тем высоким требованиям
, которые
предъявлял Господь к каждому человеку.
Колоссальное напряжение излучала фреска
«Ветхозаветная Троица»
. Она написана
по каноническому сюжету «Гостеприимство Авраама» и в соответствии с принятым в XIV в.
выделением центрального ангела и его персонификацией. Однако Феофан сильнее других сделал
72
Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961. С.29.
73
Ильин М.А. Указ.соч. С.47.
74
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Указ.соч. С.123.