97
обещанный праведный загробный рай был «раем мысленным», заключенным в самом человеке
68
.
Новгородско-псковская ересь стригольников была направлена на критику пороков духовенства и
церковных порядков, а также утверждала не только на словах, но и в жизни принципы
человеческого достоинства и высокой нравственности каждого человека, обязательность
выполнения всеми, в том числе и священниками, этических основ христианского вероучения. Но,
возможно, решающее воздействие на духовную жизнь Руси оказал исихазм.
Исихазм
– это мистическое, этико-аскетическое движение, возникшее в середине
ХIVв. в Византии и широко распространившееся на рубеже XIV-XV вв. в православных странах.
Русских людей интересовали не филосовско-богословские тонкости учения, а возможность его
применения в практической деятельности, в первую очередь в нравственной сфере. Суть исихазма
сводилась к возможности богопознания, духовного и даже телесного единения с Богом через
«умное делание» и восприятие божественной энергии.
Идеолог исихазма
Г.Палама
разрешил главный вопрос христианства – возможность
познания человеком непознаваемого Бога, возможность не абстрактной, а реальной встречи с ним.
Палама признавал, что сущность Бога непознаваема. Но Бог существует не только в себе, но и
вовне. Он приходит в мир как свет. Свет Фавора (тот, что увидели апостолы во время
преображения Иисуса Христа на горе) – это божественная энергия, свойственная всем трем лицам
Святой Троицы. Сущность и энергия – два аспекта бытия Божия, они отличны друг от друга, но
неотделимы, и в каждом присутствует Бог. Фаворский свет вечен и нетварен. Он может открыться
праведнику, обожить его человеческое естество и сделать его сродни Богу. Причем «истинным
свет Фавора (свет обожения) является лишь тогда, когда он охватит не только тонкий ум, но душу
и все человеческое тело»
69
. Значит, выражение человеческих чувств, страстей не может быть
пороком (что способствовало усилению экспрессивного направления в искусстве).
Каждый человек является божественным избранником, однако не каждый способен и
готов принять божественную благодать. К Богу ведет творческое познание и самовыражение.
Преображение человека «начинается с нравственного катарсиса
70
, изгнания из ума греховных
мыслей и дурных воспоминаний. Следующий этап – достижение исихии, безмолвия,
успокоения»
71
, то есть концентрация духовных и физических усилий путем «умного делания» или
созерцательной «умной молитвы» в полном одиночестве и тишине (в искусстве «умное делание»
признавалось необходимым не только для писания икон, но и для их восприятия). Отсюда –
проповедь аскетизма, монастырского затворничества, с чего начинал свою подвижническую
деятельность Сергий Радонежский, но позднее перешел от перевоспитания человека по
исихастскому образцу к перевоспитанию «на людях», на виду всей общины. В монастырях
рубежа XIV-XV вв. складывались глубокие моральные устои жизни и развивалась
68
См.: Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976. С.18-19.
69
Цит. по: Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. СПб, 2004. С.139.
70
Катарсис
– очищение духа через слезы и страдание.
71
Экономцев И.Н. Указ.соч. С.183.