Стр. 96 - 2

Упрощенная HTML-версия

96
начало. Общую направленность творчества выявил эмоционально-экспрессивный стиль.
Выделились три крупных центра иконописи – Новгород, Псков, Москва, где формировались
отдельные школы со своими чётко выраженными чертами. Северная живопись, развивавшаяся в
более демократической боярско-купеческой среде, склонялась к большей широте, внешней
свободе стиля. А московская, отражавшая интересы княжеско-церковных кругов, стремилась к
сдержанности, к искусству придворного, утончённого характера.
В Новгороде начинался период культурного расцвета, расширялось внутреннее
содержание искусства, менялся стиль. Появились черты палеологовского влияния: вытянутые и
лёгкие фигуры, больше движения, развевавшиеся одежды, богатство цвета, много золота,
изысканные полутона, но меньше эмоциональной выразительности. Однако определяющими
оставались русские черты: приземистые пропорции фигур, упрощённость силуэтных линий,
интенсивный светлый и звонкий колорит (противопоставление красного и белого особо любимо),
мягкость выражения, просветлённость, экспрессия, повышенный динамизм, простонародный
типаж, фольклорность, графичность рисунка.
К концу века сложилось чисто
новгородское понимание
цвета, формы, линии. Краски
приобрели невиданную чистоту (беспримесность) и звучность. Излюбленный пламенный
киноварный цвет придавал радостный, приподнятый характер всей палитре. Яркие краски: белая,
зелёная, оливковая, розовая, голубая, синяя, вишнёвая, жёлтая, – давались в смелых
противопоставлениях. Формы упростились, почти совсем утратили объём. Сложился
излюбленный лик святого: крепкие, приземистые фигуры со скошенными плечами, почти круглые
головы с мелкими чертами лица. Иконописи был присущ мужественный, волевой характер.
Для
псковской школы
была характерна тенденция к преднамеренной архаизации,
созданию внешне грубоватых образов. Она являлась самой демократической по духу и наиболее
непосредственной и импульсивной по формам выражения, что отражало настроения псковского
духовенства, отличавшегося сильной плебейской прослойкой. Художественный язык живописи
предельно экспрессивен. Колорит густой и сумрачный с преобладанием изумрудно-зелёных и
тёмно-зелёных тонов, вишнёвых и густо-красных, землисто-коричневых и мутно-синих. Фон чаще
жёлтый. Одеяния разделаны тонкими золотыми линиями. Цветовые контрасты создавали
ощущение драматизма, душевного порыва, напряжённой внутренней жизни образов.
Конец XIV – XV вв. – расцвет русской иконописи, русское Предвозрождение.
Ведущая роль в культуре перешла к Москве
, унаследовавшей традиции киево-владимирского
искусства домонгольского периода (как своей национальной классики) и эстетически утончённой,
глубоко интеллектуальной константинопольской живописи XIV в. Московская культура стала
наиболее совершенным воплощением русских национальных духовных и этических идеалов. На
протяжении всего XIV столетия в народной городской среде вызревали идеи объединения
русских княжеств и земель, требование прекращения княжеских междоусобиц и мысли о
необходимости свержения монголо-татарского ига. Народные идеи превращались в политическую
доктрину феодалов, которые рассматривали единство страны как союз равных княжеств,
возглавляемый великим князем.
Изменения в народном патриотическом самосознании, развивавшаяся общественно-
политическая мысль, нравственное возрождение сказались на всём мировидении и оказали
огромное воздействие на иконопись. Мир в глазах изографа осветился светом идущего изнутри
преображённого человеческого духа, полного гуманного отношения к людям и одновременно
нетерпимого к злу. Большое влияние на иконописцев оказывали идеологические движения,
конструировавшие идеал человеческой личности. Так, к соблюдению этических норм, гуманизму
и воспитанию силы духа призывали тверские епископы Андрей и Федор, полагавшие, что