100
достаточно душевных сил и энергии, чтобы отдать себя на поддержку тем, кто в этом
нуждается»
77
. В лике Христа соединились величие и простота, сила и кротость, непреклонность и
мягкость, задумчивость и открытость, лёгкая печаль и любовь. По выражению М.А.Ильина,
Рублёв
«очеловечил божество»
. Он создал высокий образец «совершенного человека»,
прекрасного лицом и душой.
Лик Спаса Рублёв написал по-новому,
мягкими светлыми тонами, без движков
. Он
использовал технику плави
, где тона накладывались в несколько слоёв: снизу – более яркие,
сверху – прозрачные, светлые; причём нижние слои просвечивали сквозь верхние, создавая
ощущение глубокой одухотворённости, просветлённости. Золотое неяркое свечение тела Спаса –
это божественный свет, устремлённый к сердцам людей.
С полной силой дарование мастера проявилось в иконе
«Троица»
, в которой была
дана новая концепция канонического сюжета. До Рублёва Троицу изображали двояко:
1. Явление Аврааму Бога в сопровождении двух ангелов (то же у Феофана Грека),
2. Три ангела с крещатыми нимбами, представлявшие в равной степени Христа.
Эти Троицы не могли в полной мере передать сложный троичный догмат. Рублёву же
удалось найти такие художественные средства, с помощью которых он
с поразительной
точностью воплотил главный догмат христианства
. Академик Б.В.Раушенбах смог доказать
это, опираясь на приёмы формальной логики и свойства математического объекта – вектора. На
иконе представлены все качества, которыми обладала Троица по учению Церкви:
1. Триединость (изображены три Лица с одинаковыми нимбами)
78
,
2. Единосущность (каждое лицо являелось Богом: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой
Дух; они однотипны);
3. Нераздельность (жертвенная чаша объединяла всех трёх, жесты рук направлены к
ней);
4. Соприсносущность (Троица могла существовать лишь вместе и всегда – ощущение
вечности передано через спокойную безмолвную беседу ангелов, длящуюся бесконечно);
5. Специфичность (Лица на иконе не различны, но различаемы по одеяниям, позам,
жестам);
6. Взаимодействие (показано в виде безмолвной беседы);
7. Святость (подчёркнута нимбами, образами ангелов, а также горой);
8. Живоначальность (передана условным изображением «древа жизни» за спиной
среднего ангела)
79
.
Однако содержание иконы не ограничено воплощением догмата, оно гораздо шире.
Оно отражало идеалы эпохи и просветительской деятельности Сергия Радонежского, в память
77
Цит. по: Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. С.102.
78
В литературе существуют разные толкования по поводу персонификации ангелов (Отец, Сын или Святой Дух). Но,
возможно, Рублёв сознательно не показал чётких признаков каждой ипостаси, исходя из догматических соображений.
79
См.: Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. С.297-313; Он же. Логика троичности.// Вопросы
философии.1993. №3. С.62-70.