93
5.
Богоматерь Умиление
(от греч. «елеуса» – милующаяся) – самое лирическое и
одновременно величаво-скорбное изображение Богоматери с младенцем Спасителем на руках,
нежно прижимавшихся щеками. Образ Марии наполнен материнской любовью, тревогой и
печалью. Иисус полон нежности и в то же время преисполнен силы и мудрости Владыки мира. На
первое место вышла идея будущей спасительной жертвенности и Матери, и её Сына. В Умилении
«нравственной теме спасения рода человеческого придана возвышенная до общечеловеческого
значения форма драматической материнской любви-жертвы»
65
.
Самая известная икона этого типа – «Владимирская Богоматерь», которая была
образцом для более поздних списков. К этой группе принадлежат иконы: Белозерская, Донская,
Игоревская Богоматерь, Взыскание погибших, Достойно есть.
6.
Богоматерь Взыграние
– разновидность типа Умиление, когда добавлялась деталь
– рука младенца, ласкавшая лицо Матери, как символ нежности и доверия. Или изображался
резвящийся младенец. Тема извода – взаимная любовь и ласкание. Пример: Любятовская
Богоматерь.
7.
Богоматерь Млекопитательница
– ещё одна разновидность Умиления, где
изображалась Мария, кормящая грудью младенца Иисуса. Мистический аспект образа: так же как
Мать вскармливает Сына, Она питает и наши души; так же и Бог кормит нас «чистым словесным
молоком» Слова Божьего.
Были написаны и
другие варианты «Умиления»
, как например, образ скорбящей
Матери, где Богородица стояла одна со склонённой головой и молитвенно сложенными руками у
подбородка, или икона «Не рыдай Мене Мати» (Богородица и Христос, стоявший во гробе), где
Мать оплакивала смерть Сына.
Некоторые иконы не имели глубокого богословского наполнения, а иллюстрируют
тот или иной эпитет, которым величали Марию, её прославление: Царица Небесная, Неопалимая
Купина, Богоматерь – живописный источник, Гора нерукосечная, Нечаянная радость, Умягчение
злых сердец и проч. Всего известно более 700 образов Божьей Матери.
ИКОНОСТАС
Концентрацией многожанровой и разнотиповой иконографии в русском
христианском храме был иконостас – важный элемент национальной церковной традиции.
Древняя Русь восприняла от Византии одноярусную невысокую алтарную преграду в
форме деисуса и развила её в многоярусную алтарную стену.
Зародился иконостас в конце ХIII
– середине XIV вв
. К началу XV в. в нём было три ряда, а к концу столетия – четыре, и
окончательно
сформировалась структура в XVI в
. В классическом иконостасе иконы
располагаются в
пять рядов (чинов)
, тесно примыкая друг к другу.
1.
Местный ряд
– нижний. В центре его помещаются Царские врата, через которые
исходит Царь Славы Иисус Христос в Святых Дарах для преподания причастия людям. Справа от
Царских врат – икона Спасителя и за ним – образ святого или священного события, во имя
которого освящён храм. Слева – образ Богоматери, затем – наиболее чтимые иконы. Этим
показывается, что вход в Царство Небесное открывается Господом Иисусом Христом и его
Пречистой Матерью – Ходатаицей человеческого спасения.
Над Царскими вратами – непременная «Тайная вечеря». Это начало и основание
Церкви с её главным таинством – Причащением плоти и крови Христовой. Икона указывает на то,
что за Царскими вратами в алтаре происходит то же, что происходило на той исторической
65
Вагнер Г.К. Указ.соч. С.160.