94
встрече апостолов с Иисусом.
2.
Деисусный ряд
раскрывает главную тему иконостаса – идею заступничества всей
Церкви за род человеческий. В центре – образ Спаса в Силах, Христа-Судии, грядущего судить
живых и мёртвых. К нему склоняются в вечной молитве о прощении грехов людских Богоматерь
(по правую руку) и Иоанн Предтеча (слева), последний пророк Ветхого завета и первый – Нового
завета (он олицетворяет переход к христианству). Вместе с ними возносят молитвы архангелы,
апостолы, мученики, святители.
3.
Праздничный ряд
– это иллюстрация к Евангелиям, преданиям, важнейшим
событиям двунадесятых и других праздников. Тема чина: земная жизнь Христа и Богородицы –
новозаветная история.
4.
Пророческий ряд
представляет ветхозаветных пророков, предвозвестивших приход
Мессии. Среди них всегда находится пророк Исайя, давший наиболее ясное и точное
предсказание о рождении Христа. В центре ряда – Богоматерь Знамение.
5.
Праотеческий ряд
– образ Церкви Ветхозаветной. Здесь изображены праотцы –
предки Христа по человечеству, восходящее к Адаму родословие Иосифа Обручника – мужа
Марии. В руках праотцы, как и пророки в предыдущем ряду, держат развёрнутые листы с
надписями из Библии и пророчествами. В центре – икона «Отечество».
Венчается иконостас крестом или крестом с распятием – вершиной
Божественной любви к падшему миру.
Иконостас воплощает образ Небесной Церкви во главе с её основателем – Иисусом
Христом. «В иконостасе, начиная с образа Святой Троицы, Предвечного Совета и источника
бытия мира и промышления о нём, сверху вниз идут пути божественного откровения и
осуществления спасения; постепенно, через предуготовления Ветхого Завета, предображения и
пророческие предвозвещения, к ряду праздников – исполнению предуготовленного, и к
грядущему завершению домостроительства Божия – деисусному чину; всё как бы стягивается к
Личности Иисуса Христа, «Единого от Святыя Троицы». … Жизнь Церкви здесь как бы
резюмируется в её высшем и постоянном назначении – представительстве святых и ангелов за
мир»,- писал Л.Успенский
66
.
Иконостас раскрывает для верующих духовную сущность того, что совершается в
Церкви – сближение с Богом. Он показывает результат этого сближения, обращает христиан к
мысли о праведной жизни, о заступничестве Богородицы и святых в Судный день. Живое
таинственное общение угодников Божьих, представленных на иконах, с людьми в храме создаёт
совокупность Церкви Небесной и земной.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МАСТЕРА РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ
В развитии эстетических основ мистического реализма можно выделить несколько
этапов, каждый из которых внёс свои краски в иконописание.
Конец Х – ХI вв. – период монументального историзма
в искусстве Киевской Руси,
отразивший силу государства и цельность народа. Тенденции к историзму проявились в
преобладании легендарно-исторического жанра. Средствами монументализации были крупный
масштаб, фронтальность, замедленный ритм движения фигур и др. Образы авторитарны,
торжественно-величественны, возвышенны, что соответствовало характеру византийской
культуры. Вместе с тем уже в мозаиках и фресках Киевской Софии отражены местные русские
черты «в той особой духовной силе, непоколебимой спокойной уверенности, решительной
66
Цит. по: Икона Древней Руси XI-XVI веков. Альбом. СПб.,1993. С.37.