92
серафимами и четырёхкрылыми херувимами, а также расположенными у подножия трона
ангелами-престолами в виде алых крылатых колец с глазами на ободьях. В овал вписан огненный
ромб, который, вместе с идущими от Спаса лучами, означает мощную творящую энергию,
божественную славу Христа. На книге начертаны грозные слова: «Не на лица судите, сынови
человеческие, коею мерою вы мерите, тоею мерою и Я вам отмерю». Сложившийся к XV в.
торжественный образ давал представление о втором пришествии Бога, о величии верховного
божества, о всей полноте его силы и славы, о его господстве над небом и землёй, о Страшном
Суде и прощении и о грядущем преображении Вселенной
64
.
В образе Божьей Матери христиане воплотили свои представления об
идеальной женщине.
Кроме мистической роли Девы Марии, давшей плоть вочеловечевшемуся
ради людей Богу, и ставшей после своей смерти Владычицей мира, она была просто матерью,
судьба которой близка и понятна землянам. Она стала первым человеком, естество которого было
очищено от греха и искажения, как оно должно очиститься у всех праведных христиан. Она,
исстрадавшаяся от боли утраты истерзанного великими муками Сына, могла понять людей и
отозваться на их несчастья, стала неизменной заступницей человеческого рода.
1.
Богоматерь Оранта
(с лат. – молящаяся). Мария изображалась одна, в полный
рост, с молитвенно воздетыми вверх руками – символ Церкви, символ вечной, неостановимой
молитвы, несущей надежду и защиту всему роду человеческому. Это Пречистая Дева, а не мать,
величавая Владычица мира – «Нерушимая стена», защитница не только городов русских, но всех
народов. Такой Оранта представлена в Киевском Софийском соборе.
2.
Богоматерь Знамение
или
Воплощение
. Это поясное изображение Оранты с
медальоном Христа Эммануила (Христа в отроческом возрасте) на груди. Икона олицетворяла
пророчество о рождении Христа. В недрах Марии Духом Святым зачинался Богочеловек.
Воплощение Сына от Девы было знаком спасения, знаком начала новой жизни.
В образе «Знамение» написана особо популярная в Сибири икона «Абалацкая
Богоматерь».
3.
Богоматерь Великая Панагия
(«панагия» с греч. всесвятая) – редко
встречавшийся в древнерусском искусстве извод, в котором воссоединились два типа: Оранта с
медальоном Эммануила (Знамение). Богородица представлена величавой Владычицей мира,
приобретшей свою мощь и силу своей молитвы благодаря таинственному воплощению,
вочеловечиванию от неё всемогущего Бога. Пример типа: икона «Ярославская Оранта».
4.
Богоматерь Одигитрия
(с греч. – путеводительница, наставница). Этот
торжественный тип получил особенно широкое распространение в XV-XVI вв. с возвышением
Московского царства. Полуфигура Богородицы изображалась фронтально в спокойном величии, с
прямой царственной осанкой или чуть склонившей голову к младенцу-Сыну, который гордо
восседал на её левой руке, как на троне, или стоял, придерживаемый рукой Матери. Правая рука
Девы Марии указывала на Иисуса Христа или же была невысоко поднята в жесте моления,
обращённом к Владыке. Младенец Христос обращён лицом к молящимся с благословением и
свитком в левой руке.
Это не только мать, но мудрая женщина – соправительница, несущая мир и покой,
указывающая человеку путь от греха к истинному спасению, из тьмы – к свету. Она ведёт людей
ко Христу, к вечной жизни.
Создано множество вариантов икон этого типа, наделённых какими-либо
своеобразными деталями: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Грузинская, Петровская
Богоматерь, Казанская Троеручица, Скоропослушница и другие.
64
См.: Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. C.16-28.