Стр. 91 - 2

Упрощенная HTML-версия

91
начало и конец»
63
. Кроме того, символами миссии Христа Спасителя были образы Доброго
Пастыря – отрока с посохом в руках и овцой на плечах, и Орфея, играющего на лире в окружении
зверей.
B IV в., когда христианство стало во многих странах государственной религией,
появились «портретные» изображения Иисуса
, сначала в виде юноши, а затем – мужчины с
бородой. По преданию младенца Христа и его Мать Марию писал евангелист Лука. Но ни одного
образа Богородицы древнее VI в. не сохранилось. Самые ранние известные её изображения очень
жизненны, содержат много земного, на некоторых она представлена с распущенными волосами.
Рассмотрим некоторые канонические типы, закрепившиеся в нашей иконографии. В
образах Спаса подчёркивалось
единство божественного и человеческого
, та духовная высота и
сила, которую может обрести освобождённая от греха и зла человеческая личность.
1.
Спас Нерукотворный.
Этот образ, согласно легенде, был создан по воле самого
Иисуса: чудесный отпечаток его лица на платке, взглянув на который эдесский царь Авгарь
излечился от проказы. На иконе изображали зрелого мужа с длинными волосами и небольшой,
слегка раздвоённой бородой, с благородными чертами лика, как считалось, исторически
достоверными.
Огромные тёмные глаза были обращены или чуть в сторону (знак самоуглублённого
покоя, в котором постигалось недоступное) или прямо к стоящему перед иконой, проникая в
глубины души (требование от человека духовной работы, созидания нравственного идеала). По
обеим сторонам от головы расположены буквы IC и XC – сокращённое обозначение имени –
Иисус Христос (Иисус в переводе с еврейского – Спаситель, Христос по-гречески – помазанник,
посланник Божий). Вокруг головы Спаса – круглый, чаще всего золотой, нимб (символ вечного
света), расчерченный крестом (крестная жертва), с греческими буквами на перекрестии («вечно
сущий»).
Идея иконы – помощь и защита, спасение страждущего человечества. На Руси её
часто помещали над вратами крепостей, на воинских стягах.
2.
Спас Вседержитель
Пантократор
. Это поясное изображение Иисуса Христа с
Евангелием в левой руке – знаком принесённого им в мир учения, и благословляющей правой
рукой, десницей. Образ Христа наделялся божественной силой и величием. Здесь он демиург
(творец) и Всесильный Владыка мира, вершитель судеб, податель истины, во всём равный и
«единосущный» Богу Отцу. Пантократор олицетворял идею Ветхозаветной Троицы. Изображался
в куполах церквей и на иконах.
3.
Спас на престоле
представлял Иисуса Христа, восседающего на троне, с
Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Это образ не просто Владыки Царя царей,
но грозного Судии, величавого и недоступного, который, «воссев на престол», будет творить свой
последний суд над миром. Напоминание о грядущем суде Спасителя – главная идея данного типа.
На открытой книге помещали текст закона, по которому будет судить Владыка, и который
указывал путь спасения: «Я свет всему миру, кто последует за Мной, не будет ходить во тьме, но
будет иметь жизнь вечную».
4.
Спас в силах
повторял композицию «Спаса на престоле», но усложнял её
символическими знаками, указывавшими на полноту власти Иисуса над миром. Всё изображение
размещено на фоне пламенного прямоугольника (земля), в углах которого представлены ангел,
лев, телец и орёл – символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, несущих всем концам
Вселенной весть о Спасителе и о его грядущем суде. Внутри прямоугольника – голубой или
зелёный овал (небо), заполненный таинственными небесными силами, шестикрылыми
63
См.: Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Л., 1991. Ч.II. С.62-66.