Стр. 90 - 2

Упрощенная HTML-версия

90
исторический, а более эстетический эмоционально-психологический момент. На иконах
изображали не действие или событие, а состояние молитвенного или похвального предстояния.
Господствующей была идея торжества. Гимнографический жанр был лучшим выразителем
приподнятого состояния души.
Исторический жанр
проник в икону из книжной миниатюры в XV в. Он включал в
себя моменты из истории государства и церкви. Такие сюжеты, как «Битва новгородцев с
суздальцами», «Церковь воинствующая», «Седьмой Вселенский собор», «Насаждение древа
государства Российского» (или «Древо государства Московского») вплотную подходят к
светскому искусству. Это не столько иконы, как моленные образы, сколько картины с развитой
идеологической концепцией. Эти произведения передавали жизненное ощущение людской толпы
и войска, конкретные образы многих князей, царей и священников, ход битвы и триумф русской
государственности, живое чувство природы с её реальным пространством и введение реального
времени.
Исторический жанр стремился к овладению реальной действительностью, к
конкретизации места и времени событий, развитию действия во времени. Но он не освободился
совсем от элементов догматики и символизма: условный фон, изображение войска традиционной
«горкой», совмещение разновременных событий.
Жанровая дифференциация средневекового искусства была довольно сложной, между
отдельными жанрами были переходные такие, например, как лирико-догматический,
гимнографический, многие произведения характеризовались многожанровостью (например,
двужанровым можно считать житийный жанр). В каждом случае особенности иконописного
канона проявлялись по-разному. Следовательно, он не был общезначимым.
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ ИИСУСА ХРИСТА И
БОГОМАТЕРИ
Под иконографическим типом понимают исторически сложившееся
канонизированное изображение того или иного образа или сюжета, связанного с
христианской легендой.
Персональная типология святого включала множество разнообразных
изводов, чтобы раскрыть различные грани его личности и символически выразить определённые
богословские идеи, осмысляющие его роль в спасительной миссии Христа, в истории спасения
человечества.
Главные персонажи церковного искусства – Иисус Христос и Богородица. В
византийской и русской иконографии Бог представлялся как грозный судия, а Богоматерь –
вечная заступница, способная смягчить гнев Божий. Но такое понимание образов не сразу нашло
адекватное художественное выражение.
В эпоху раннего христианства
использовались аллегорические и символические
изображения Христа
: агнец – жертвенное животное; пеликан – кормящий своих птенцов
собственной кровью, чтобы спасти их от смертельного дыхания змеи (античная легенда); рыба –
по-гречески слово «ихтос» (рыба) состоит из первых букв выражения: Иисус Христос Сын Божий
Спаситель; птица – образ окрылённой души, духовного начала; голубь – значение Духа Святого;
орёл – символ воскресения; якорь – якорь души, дающий ей безопасность и спасение в бушующем
море жизни; корабль – образ Церкви Христовой (это и ковчег Ноя, спасителя в водах всемирного
потопа, это и ладья апостолов, спасённая Иисусом во время шторма); крест – символ страданий
Иисуса. Христа обозначали также монограммами в виде перекрещенных греческих букв «Х» и
«Р» и буквами «
» и «
» – «альфа» и «омега», ибо в «Апокалипсисе» сказано: «Я альфа и омега,