Стр. 87 - 2

Упрощенная HTML-версия

87
В XIV-XV вв. слабел интерес к исторической конкретности и усиливался к сфере
идеального, а отсюда – к символике, отвлечённости. Так, в иконе Андрея Рублёва «Троица» было
дано совершенно новое, сложное понимание и художественное воплощение догмата триединства
Бога, что, по существу, выводило образ из легендарно-исторического жанра в символико-
философский.
Символико-догматический жанр
предназначался для иллюстрации христианских
догматов: образы «Евхаристия»
58
, «Вознесение» и другие. Изображение в данном случае
отражало не реальность, а идеальное. Например, Христос в куполе представлялся как
Вседержитель (Пантократор) – олицетворение идеи Троицы. Монументальная Оранта в апсиде –
не просто Богоматерь, а защитница людей, «Нерушимая стена». Композиции выстраивались в
идеальные символические схемы без исторического фона. Их отличала вневременность и
внепространственность, символическое иносказание, иррациональность, симметричность,
зеркальность. Так, в сцене «Евхаристия», символизирующей таинство претворения хлеба и вина в
тело и кровь Христову, то есть крестную жертву Христа, в центре помещены две «зеркальные»
фигуры Иисуса: слева преподающего хлеб шести апостолам во главе с Петром, а справа –
преподающего вино другой группе апостолов во главе с Павлом. Симметричность воплощала
идею торжества, что вполне соответствовало особому духу ритуала причащения.
Как известно, церковные догмы не подлежали пересмотру, но менялась психология и
мировоззрение людей. Жизнь вносила свои коррективы в понимание образов святых и их
художественную трактовку. В связи с развитием ересей и необходимостью защиты догмата
оТроице, в XIV в. появилась новая для Руси догматическая композиция, представленная в
новгородской иконе «Отечество». Икона выражала идею триединства Божества, но не в образе
трёх ангелов, сидящих за столом, и не в образе Пантократора, а через соединение в одну
композицию Бога Отца (старца), Христа (юноши) и Святого Духа (голубя). В ней впервые был
изображён Бог Отец в виде седовласого старца в белых одеждах – чрезвычайно смелый шаг, так
как ранее церковь запрещала его антропоморфное представление. «Отечество», а также
«Сопрестолие» (XVII в. Отец и Сын сидят рядом на сопрестолии, а Святой Дух – голубь витает в
воздухе между ними, чуть выше голов) – это варианты Новозаветной Троицы,
свидетельствовавшие о падении богословской глубины икон. Стремление сделать догмат
«понятным», согласовать его с привычными представлениями вместо символических образов трёх
ангелов, приводило к отходу от учения о единосущности трёх Лиц (человек и голубь не
единосущны) и других логических свойств троичности
59
.
Усиливалась отвлечённость в написании Спаса Нерукотворного. Иконы XIII-XIV вв.
рисовали местный идеал времён татарского ига, наделённый чертами интимности и народности.
Но в ХV в., после возвышения Москвы и подъёма общерусской культуры, образ Спаса
воображали более всеобъемлющим, общезначимым. Идеал прекрасного расширился, вобрал в
себя больше конкретных черт.
Деисусный жанр
соединял идеи грядущего Страшного суда и заступничества за род
христианский, церемонию вечного моления святых и надежду на спасение людей. К Христу,
находившемуся в центре композиции, справа и слева обращались ряды склонённых фигур
Богоматери, Иоанна Предтечи, ангелов и святых. Каждая молящаяся фигура изображалась
изолированно от других, что подчёркивало их состояние самоуглублённости. Через лики образам
58
Евхаристия
– благодарение; причащение. Христианское таинство, во время которого вкушают хлеб и вино.
59
См.: Рушенбах Б.В. Геометрия картины…. С.308-312.