86
традиций, что привело к постепенному разложению канона.
ЖАНРЫ В ИКОНОГРАФИИ
Иконографический канон отражал также жанровую структуру искусства. Для
древнерусской иконописи характерно многообразие жанровых форм. Складывались они в связи с
практической культовой необходимостью и отвечали содержанию и духу сложных ритуалов
богослужения.
Каждый жанр выражал определённый аспект богословской мысли
(содержание) и имел определённую структуру (форму), в которой эта мысль могла быть
разъяснена, т.е. имел жанровый стиль.
Жанр представлял внутреннюю форму художественного
произведения в отличие от иконографии, закреплявшей внешние графические традиции.
В соответствии с разными сторонами духовной жизни жанры можно объединить в
три группы:
1.
Символико-догматизирующие жанры
: символико-догматический, лирико-
догматический, деисусный, символико-философский, гимнографический и другие;
2.
Повествовательные жанры
: легендарно-исторический, исторический, житийный,
символико-героический;
3.
Репрезентативные
(представительные) жанры: персональный, ктиторско-
патрональный.
Рассмотрим особенности некоторых из них.
Легендарно-исторический жанр
включал в себя библейские сюжеты, составлявшие единую историческую нить, и церковно-
исторические темы: иконы «Благовещение», «Преображение», «Тайная вечеря» и другие. Взорам
христиан открывалась священная история, делившаяся на ветхозаветную и новозаветную,
центром которой было пришествие и смерть Христа. Изображения её были «не моленными в
прямом смысле слова, а, скорее, «образовательными», они направляли мысль присутствующих на
восприятие главной идеи богослужения»
57
.
Первостепенной задачей было
раскрыть событийную, повествовательную
сторону сюжета
, что привело к формированию определённых жанровых особенностей
иконографии:
относительная свобода расположения фигур, когда они могли быть профильными,
трёхчетвертными и даже обращёнными спиной к зрителю, но не предстоящими перед лицом
молящихся;
не был обязателен центризм, строгой симметрии предпочиталось живое равновесие;
действия персонажей образовывали как бы замкнутый круг и обращались внутрь круга, а не к
зрителю; в преувеличение или уменьшение фигур, согласно их «чину», – не характерно
(исключение – XIII – XIV вв.);
душевное состояние определялось положением, которое персонаж занимал в данной ситуации: в
ХIV в. оно достигло насыщенного внутреннего волнения, большого драматизма, экспрессии;
реально-мыслимое действие происходило в реально-мыслимом пространстве и изображалось в
обратной перспективе, но не плоскостно;
событие понималось и как историческое, и как вечное. Все сцены развивались и во времени, и
вневременно, персонажи двигались в особом замедленном и плавном ритме, они словно вечны.
Как видим, в легендарно-историческом жанре допускались элементы реалистичности,
здесь чаще замечались разные отступления от канона. Некоторые сюжеты превращались в
подобие исторической картины (например, московская и новгородская иконы с изображением
конных Бориса и Глеба).
57
См.: Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974. С.254, 86.