84
дом – символ домостроения, созидания,
гора – символ духовной высоты,
круг – символ неба, единения,
красный крест – мученичество или возрождение,
посох у ангела – небесное вестничество,
золотой венец – духовная победа,
лестница – духовное восхождение с земли на небо, Божье творение мира;
тороки (развевающиеся ленты в волосах) – послушание воле Бога,
зерцало (сфера с крестом) – дар предвидения,
крылья – символ быстроты и всепроникновенности,
крест – знак Иисуса Христа,
Голгофа – символ искупления Христом грехов всех людей, начиная от Адама.
Свои
символы были у евангелистов
:
у Луки – телец (знак жречества),
у Марка – лев (он описывал царственную силу и могущество Господне),
у Иоанна – орёл (он автор Откровения, проникнувший в бездны предвечного Бытия),
у Матфея – ангел или человек (он занимался генеалогией Мессии, его человеческим
происхождением).
Символичны образы святых, апостолов, ангелов. Например, Георгий – символ победы
над злом, олицетворение идеала красоты, чистоты и совершенства.
Апостол Петр
, изображавшийся с ключами, символизировал таинства церкви, через
которые человек входил в Царство Небесное. Ангелы изображались в виде красивых юношей в
знак их духовной красоты. Серафимы – как шестикрылые ангелы с человеческим лицом,
исполненные огнём Божества – сами горя любовью к Богу, они воспламеняли огонь любви в
сердцах других, очищая душу
Бога было принято изображать
в том виде, в каком Он являлся святым людям
:
Пресвятая Троица в виде трёх ангелов – Аврааму, Бог Отец в виде старца – некоторым пророкам,
Бог Дух Святой в виде голубя – во время крещения Иисуса в Иордане Иоанном Крестителем, и в
виде огненных языков – так сошёл на апостолов в 50-й день после воскресения Иисус Христос.
8. Для иконы характерен особый колорит, который не только служил средством
выражения творческой индивидуальности иконописца, но и имел определённые значения.
Во-первых, изобразительное значение –
цвет был опознавательным знаком
христианского образа
: Георгий Победоносец изображался в ярко-красном плаще, Апостол Павел
– в малиновых одеждах и т.д.
Во-вторых, краски имели глубокий
мировоззренческий смысл
, могли придать
одному и тому же сюжету различную идейную и эмоциональную направленность. Так, тёмные,
мрачные краски подчёркивали мотивы скорби, а прозрачная голубизна – покоя.
Древнее искусство поражает богатством красочной гаммы, обилием тонов и
полутонов. Каждый оттенок имел свой особый смысл или несколько значений.
Например,
красный цвет
на иконах мучеников мог символизировать жертвование
собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства или крови Христа, его
страданий и смерти, или жизни, или Божественного огня, любви.
Белый
– цвет чистоты,
невинности, отрешённости от мирского, Славы Христа, Самого Бога (белый сочетает в себе все
цвета радуги, так же как Бог в Себе заключает весь мир).
Синий
– символ неба,
тёмно-синий
–
звёздной ночи,
голубой
– неба и Вечности, гармонии;
нежно-розовый
– душевной утончённости,
вишнёвый
– знак Христа,
пурпур
– Вечности и славы Христа, Возрождения, царствования;
зелёный
– юности и цветения, надежды, духовного пробуждения;
чёрный
– знак сокровенных