Стр. 83 - 2

Упрощенная HTML-версия

83
Г) Показ
на одной плоскости двух разных пространств
: реального и мистического.
В этом случае одна часть иконы передавала облик обычного пространства, а другая –
мистического. Они разделялись чёткой границей (линией или непрерывным рядом ангелов) и
различным цветом (мистическое – тёмно-синим, вишнёвым, красным, белым).
Данный приём использовался для того, чтобы подчеркнуть характер взаимодействия
двух миров: для земных персонажей Бог не видим, они связаны с ним лишь мысленно.
Д)
Разномасштабность
фигур. Размеры святых определялись не их
пространственным положением, а религиозным значением: главных персонажей изограф делал
намного больше второстепенных. Если фигуры могли заслонить собой других участников
события, то они уменьшались. Здание могло быть меньше человека, потому что оно менее
значимо.
Е) Развёртывание композиции
не вглубь, а ввысь
. Поскольку икона не передавала
большой глубины пространства, то художник перемещал предметы заднего плана наверх, вынося
их на переднюю линию.
4. В иконографии весьма специфично передавалось время. Иконописец
совмещал
на
одной доске
события, происходившие в разное время и в разных местах
. Он рисовал одного и
того же персонажа не только в различные моменты его жизни, но и после смерти. С точки зрения
средневековых представлений о «вечном» мире временная последовательность событий не имела
значения, все они происходили сразу.
В вечном, неизменном мире время не властно над небожителями. Поэтому все святые
изображались, как правило,
в одной возрастной поре
. Даже младенец на руках Богоматери похож
на взрослого человека с глазами, наполненными жизненной мудростью, поскольку возраст Иисуса
принято исчислять 33 годами, с момента начала его высшего служения людям.
5. На иконе
отсутствовал внешний источник света
. Свет солнца необходим для
видения предметов реального мира. Но в мире сверхреальном источником света являлся Иисус
Христос. От него исходил Фаворский (божественный) свет – это божественная энергия,
преобразующая мир и человека. Она обоживала всё человеческое естество, его духовную и
телесную структуру, и делала его сродни Богу, так что человеческое тело начинало излучать
видимое сияние. Однако этот свет открывался не каждому, и сходил только на тех, кто изменялся
к лучшему и познавал абсолютную истину. Свет исходил от ликов и фигур святых, из глубины их,
как символ святости. Можно сказать, что свет был главным смысловым содержанием иконы.
Значение символа света не зависело от цвета фона: наиболее адекватный вариант – золото, но мог
быть и красочный свет-фон.
6. На иконе
не было теней
; их не может быть в бесплотном мире – царстве Света.
7. Нематериальный мир изображался условными символами.
Нимб
вокруг головы святого – это слияние Света и Славы Божией. В нимбе Спаса
иногда ставили греческие буквы, означавшие слово «Сущий», а над головой Марии – «Матерь
Бога» или «Божья Матерь».
Одежда
– ткань из подвигов святого. Например, у Богородицы красный мафорий
(покрывало на голове замужней женщины) – символ земных страданий и царского
происхождения, голубые нижние одежды – её небесная чистота, поручни (нарукавники) –
служение Церкви, три звезды на челе и оплечьях – знак чистоты и непорочности, а также знак
Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Символичны жесты. Так, фигура с рукой, прижатой к щеке, показывала печаль.
Раскрытая рука, протянутая вперёд – покорность.
Изображённые
вещи также несли в себе определённую информацию
:
чаша – символ искупления,
дуб – древо жизни,
свеча – символ души,