Стр. 77 - 2

Упрощенная HTML-версия

77
фресками, которыми были расписаны ее стены. Фрески утрачены во время Великой Отечественной
войны, но, по счастью, сохранились репродукции. По мнению исследователей, этот храм был
расписан русскими мастерами.
Совсем в ином русле развивалась архитектура
Владимиро-Суздальской Руси
.
Масштабное строительство здесь было развернуто князем
Андреем Боголюбским
. При нем в г.
Владимире возводится большой
Успенский собор
(1160 г.),
грандиозные формы
которого
призваны были продемонстрировать
претензии Залесского края на лидерство среди русских
земель
. В строительстве собора принимали участие немецкие мастера, присланные германским
императором Фридрихом, – в декоре стен прослеживаются
элементы романского стиля
.
Владимир соперничал в великолепии с Киевом. Подобно тому, как Киев в XI в., подражая
Константинополю, обзавелся Золотыми воротами, в середине XII в. ими обзаводится и стольный
Владимир. Князь Андрей строит себе загородную резиденцию –
Боголюбово
, от которой до
настоящего времени сохранились лишь небольшая лестничная башня и неповторимая по
поэтичности, изяществу и композиционной легкости
церковь Покрова на Нерли
(1165 г.).
Строительство продолжалось и при преемниках Боголюбского. При Всеволоде Большое Гнездо
был возведен внушительно-массивный
Дмитровский собор
(1197 г.). В Дмитровском соборе
наиболее четко проявились характерные черты владимирской архитектуры. Собор белокаменный,
но камень, из которого он построен, значительно отличается от новгородского – более мягок и
податлив.
Стены украшены богатейшей резьбой
, в которой растительный орнамент сочетается с
фигурами библейских персонажей и фантастических зверей. Традиции белокаменной резьбы нашли
свое высшее выражение в
Георгиевском соборе в Юрьеве Польском
(1234 г.) – храм был покрыт
каменными узорами от фундамента до купола.
Интересными новшествами было ознаменовано развитие архитектурных школ
Полоцка, Смоленска и Чернигова. Сначала в Полоцке, а затем в Смоленске и в Чернигове была
выработана новая концепция пространственной организации архитектурных объемов храма.
Новшество заключалось в том, что при помощи особой системы подпружных арок и
декоративных закомар-кокошников обычному крестово-купольному храму придавалась особая
устремленность ввысь, был найден архитектурный образ стремительного вертикального
движения. Такие храмы называют столпообразными. Классическим воплощением идеи
столпообразного храма считается Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в
Полоцке (зодчий Иоанн, 1159 г.), собор Архангела Михаила в Смоленске (конец XII в.) и церковь
Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в., зодчий Петр Милонег).