Стр. 78 - 2

Упрощенная HTML-версия

78
После продолжительного периода упадка в архитектуре, вызванного монголо-
татрским нашествием
в середине XIV в.
начинается возрождение русской архитектуры.
Раньше
всего каменное строительство возобновилось в Новгороде
, менее всех пострадавшем от
монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы
храмов, значительно отличавшиеся от
византийских
канонов. Классическими памятниками этого
периода считаются церкви
Федора Стратилата на Ручью
и
Спаса на Ильине улице
небольшие одноглавые храмы, отличающиеся простотой и конструктивной ясностью.
В Москве
первые монументальные здания возводятся при Иване Калите. В отличие от
Новгорода и Пскова, где строительство велось по частным заказам бояр и купеческих артелей,
здесь
монументальное зодчество с самого начала приобрело государственный характер
.
Основной заботой московских князей было, конечно, украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий
Донской возводит вокруг города
каменные стены
(взамен старых деревянных) – белокаменный
Кремль. Современный ансамбль московского Кремля в общих чертах складывается в эпоху Ивана
III. Специально приглашенные
итальянские архитекторы
возводят храмы, дворцы и новые
крепостные стены. В 1479 г. заканчивается строительство пятиглавого Успенского собора (арх.
Аристотель Фиорованти
). По требованию великого князя за образец был взят владимирский
Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от
древней столицы Владимира к новой – Москве. В сочетании стилей древнерусского собора и
итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский собор (1508 г., арх.
Алевиз Новый
).
Русские зодчие-псковичи построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь великих
князей. Вертикальной доминантой столицы стала
колокольня Ивана Великого
(1508 г., арх.
Бон
Фрязин
). Итальянскими мастерами
Марком Фрязином
и
Пьетро Антонио Солари
был возведен
великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего дня сохранилась
Грановитая палата
(1491 г.). Этими же мастерами были построены и новые стены Кремля (1495 г.). В XVI веке в
Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период.
Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль кремлевских храмов. В
очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиевого монастыря
угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем
Фиорованти в конце XV в.
Наиболее интересным явлением в развитии архитектуры было
возникновение новой
конструкции храма
, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой,
заимствованной на заре христианизации из Византии. В ее основу было положен прием, давно
известный в русском деревянном зодчестве –
шатер
– конструкция перекрытия, выполненная не
в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной
вверх восьмигранной пирамиды. В 1532 г. была построена первая, самая известная и в
художественном плане совершенная
церковь Вознесения
в царской резиденции селе
Коломенском
. Современники отмечали, что храм построен «на деревянное дело», т. е. по типу
деревянных храмов. Новая конструкция позволяла придать постройке подчеркнутую
вертикальную устремленность, мистически выражавшую идею вознесения. Идея шатрового храма
была развита в построенном в честь взятия Казани соборе
Покрова на Рву (Василия Блаженного)
(1560 г., арх.
Барма
и
Постник
), в котором шатром увенчана центральная башня, окруженная со
всех сторон небольшими столпообразными храмами. Отличает собор также богатое декоративное
убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей.
В развитии архитектуры
XVII в.
можно выделить
три этапа
. В начале века общий
характер архитектуры еще
мало отличался от зодчества конца XVI века
. Характерной
чертой
второго этапа
, охватывающего середину столетия, является
подчеркнутая декоративность,
нарядность и многоцветность
архитектурного убранства. В это время Патриарх Никон
запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические. Уж слишком они
отличались от греческих образцов. Специальными распоряжениями зодчие обязаны были
вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили
запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент –