Стр. 76 - 2

Упрощенная HTML-версия

76
связано с распространением христианства
. До принятия православия все постройки в
древнерусских городах возводились из дерева. Вместе
с новой религией на Русь пришла каменная
архитектура
. Строительство было обусловлено нуждами церкви – строились прежде всего храмы.
Самая первая
кирпичная
церковь Покрова Бого
родицы
(Десятинная) была заложена князем
Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г.
На Руси получил распространение так называемый
крестово-купольный тип храма
.
Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли
потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали
крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.
Еще вчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры
Русь
остро нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса
. Архитектурным
убранством
Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду
. При Ярославе Мудром
по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ
приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный
Софийский собор
(1037 г.). Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было
многоглавие
, Софию киевскую венчали 13 куполов. Вслед за Киевом своими соборами обзавелись
Новгород и Полоцк. По-видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор в
Киеве: в них много сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Софии. Название такое
было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. В Киеве,
помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название
«Золотые ворота
» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в
город.
Храмы
украшались мозаиками и фресками
. Византийская живописная традиция так
называемого комниновского периода (получившего свое название по правящей в Константинополе
династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством,
отличалась
одухотворенностью и строгой каноничностью
. Художественная система, созданная
в Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные,
плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные образы призваны были воплотить идею
превосходства духа над плотью
. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях
киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана
фресками
. Считается, что в
создании фресок могли принимать участие и русские мастера.
В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых
шагов своего развития обнаруживает заметные
черты своеобразия
, это проявилось и
в двоеверии
причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в
многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся
неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской
культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески
преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего
развития.
С XII века
происходят существенные изменения в архитектуре. Несмотря на то, что
Киев по прежнему сохраняет роль культурного центра Руси, во многих землях возникают свои,
отличающиеся
от
столичных,
разновидности
храмов.
Начинается
формирование
самостоятельных архитектурных школ
. Базовой моделью для строительства по-прежнему
служит крестово-купольная конструкция, но конкретные воплощения ее варьируются.
Новгородская школа
тяготеет
к суровой строгости форм, монументальной мощи композиции,
простоте убранства
. Храмы строились из местного камня –
известняка
, который достаточно
трудно поддается обработке. В результате стены новгородских храмов лишены резьбы и тонких
украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную «скульптурную»
пластичность и особую одухотворенность. Наиболее известными постройками новгородской
школы являются
Георгиевский собор Юрьева монастыря
, построенный мастером
Петром
(1119
г.) и
церковь
Спаса-Нередицы
под Новгородом (1198 г.). Эта последняя церковь знаменита еще и