Стр. 75 - 2

Упрощенная HTML-версия

75
(1618-1683), прибывшего в Россию в 1659 г. Европейски образованный человек, магистр
философии, в своем фундаментальном трактате
«Беседы о правлении
» он большое внимание
уделил «политической мудрости». По мнению Крижанича, наиболее предпочтительная форма
правления – «самовластие», при этом он считал, что правитель должен быть мудрым человеком и
окружать себя умными советниками. В этом Крижаничу виделся залог покоя и согласия в стране.
Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти
изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену
традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников)
приходят настоящие учебные заведения. Крупнейший деятель отечественной культуры
Епифаний
Славинецкий
(?-1675), переводчик, поэт и публицист создал школу при Кремлевском Чудовом
монастыре.
В 1687 г. в Москве
было открыто первое в России высшее учебное заведение
Славяно-
греко-латинская академия
, сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в
развитии отечественной культуры. Возглавляли Академию греческие монахи, выпускники
Падуанского университета братья
Иоанникий
и
Софроний Лихуды
. Обучение в Академии
включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. В
конце столетия (1692 г.) появляется
иллюстрированный букварь Кариона Истомина
, известного
также своими поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую традицию Симеона
Полоцкого. Букварь был снабжен картинками, подобранными по хорошо знакомому современному
человеку принципу: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с
нее начиналось.
Ярким примером обмирщения русской культуры может служить трансформация,
которую претерпел житийный (агиографический) жанр. Возникают жития, значительно
отступающие от сложившегося трафарета: таково, например,
«Житие Юлиании Лазаревской
»
(Ульянии Осорьиной), написанное ее сыном, муромским дворянином
Калистратом Осорьиным
.
Произведение сочетает в себе
черты жития и биографической повести
:
главной героиней
выступает
, что совершенно нехарактерно для агиографической литературы,
светская женщина
,
жена служилого дворянина, которая даже перед смертью не приняла пострига. Природа ее святости
не в суровом подвижничестве, а во всеобъемлющей доброте и любви к людям, ее аскеза – не
самоистязание, а деликатный отказ от преимуществ, которые давала принадлежность к
господствующему классу. Ульяния в голодные годы помогает обездоленным, кормит, недоедая
сама. Стойко переносит жизненные невзгоды, смерть детей. Это совершенно новый образ,
демонстрирующий возможность
достижения святости не за стенами монастыря, а в гуще
повседневных забот
, обыденных дел, которыми наполнена жизнь хозяйки большого дома.
Еще более необычным является
«Житие протопопа Аввакума
», написанное им
самим. С классическим житием это произведение связывает, пожалуй, только название. В
реальности это
автобиография
самого влиятельного и яркого вождя старообрядческой оппозиции
Аввакума
(1620 - 1682), написанная живым, почти разговорным языком, совершенно
нехарактерным для велеречивой официальной богословской литературы того времени. Писалось
«Житие» во время его многолетнего заключения в земляной тюрьме в Пустозерске, куда он был
заключен за сопротивление церковным реформам, проводимым патриархом Никоном.
Повествование ведется от первого лица.
С необыкновенной силой и тонкой самоиронией
протопоп рисует свои злоключения
: побои, и ссылку в Сибирь, и всевозможные
притеснения,
чинимые ему «сильными мира сего»
. Характерная черта Аввакума –
чувство своего огромного
духовного превосходства
. Яростно клеймит он своих врагов, прежде всего, конечно, своего
бывшего друга по кружку высокообразованной московской интеллигенции («Кружок ревнителей
благочестия» Стефана Вонифатьева), а ныне патриарха Никона – «носатого и брюхатого борзого
кобеля», «адова пса» и даже «плутишку».
ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО
Больших высот достигла в Х-XI вв. архитектура. Ее
развитие также неразрывно