Стр. 7 - 2

Упрощенная HTML-версия

7
также и
российский спор западников и славянофилов
, сделавший актуальным анализ явлений
культуры, т.к. сама по себе история в этом случае казалась уже недостаточной.
Следующий шаг гуманитарная мысль делает
во второй половине XIX века
. Появилось
два доминирующих направления, каждое из которых шло своим путем к созданию науки –
культурологии. 1.Сторонники
философии жизни
ориентировались на понимающее вживание в
неповторимые единичные явления. 2. Представители
позитивнонаучного подхода
выработали
установку на отказ от метафизики в пользу эмпирического исследования конкретных феноменов и их
казуальных связей.
Представители философии жизни исходили из понимания «жизни» как некой
интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных
вариантах этого течения «жизнь» истолковывается то как естественноорганическое начало в
противоположность механически-рассудочному, то есть формам культуры (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т.
Лессинг, Л. Фробениус и др.), то как космическая сила, создающая новые формы («жизненный
порыв» А. Бергсона), то как исторический процесс, реализующийся в неповторимых
индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется
механической «цивилизации» (О. Шпенглер).
Большое значение для становления культурологии имело учение ведущего
представителя школы жизни
Вильгельма Дильтея
(1833-1911). Он разработал
теорию о
«понимании» как методологической основе гуманитарных наук
, в отличие от «объяснения» в
естественных науках. «Понимание», по мысли Дильтея, есть целостное душевно-духовное
переживание, интуитивное постижение явлений культуры. Он же является основоположником
философской герменевтики – искусства толкования текстов (классической древности, Библии и т.
п.), учения о принципах их интерпретации.
В терминах философии жизни раскрывает понятие «культура»
Георг Зиммель
(1858 –
1918). Согласно его построениям, жизнь как первичная реальность (до всякой дифференциации,
усложнения) в определённый момент начинает самоограничиваться через исходящие от неё же
формы – формы культуры. Когда эти формы обретают самостоятельность, они вступают в
противоречие с жизнью. Более того, когда формы культуры «отвердевают», они препятствуют
потоку жизни, который в этом случае сметает их со своего пути, санкционируя новые формы
культуры. Таким образом, Зиммель приходит к пониманию
трагичности развития культуры,
проистекающей из её противоречий, её обречённой борьбы с жизнью
.
Появившаяся в 1918 г. работа
Освальда Шпенглера
(1880-1936)
«Закат Европы»
, где
автор раскрывает
морфологию уникальных культур-организмов
, была
настоящим
культурологическим исследованием
. На богатейшем конкретном материале, заимствованном из
истории искусства, религии, политики и т.д. Шпенглер рассматривает кризис и гибель культур как
закономерное явление. Он выделил и описал семь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую,
китайскую, греко-римскую (аполлоновскую), майя и византийско-арабскую. Культуры, по
Шпенглеру, могут существовать от 1200 до 1500 лет. При этом он настаивает на уникальности
культур, а, следовательно, невозможности культурной преемственности и ограниченности нашего
понимания по отношению к ушедшим культурам. Несмотря на критическое в наше время
отношение к построениям Шпенглера,
выдвинутый им принцип культурного полицентризма
является теоретическим фундаментом большинства современных культурологических и
других гуманитарных исследований
.
Второй, позитивнонаучный подход к изучению культуры предполагает
использование норм и методов естествознания в социальных и гуманитарных науках.
При
позитивнонаучном подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические.
Соответственно, позитивнонаучный подход предполагает строгость и однозначность выводов. И
объективными законами в этом случае считаются только те законы, которые действуют всегда и
везде. Попытка выявить такие законы в рамках гуманитарного знания принадлежит ученым-
этнографам XIX в. – представителям «
эволюционистской школы»
. «Эволюционисты» стремились
проследить изменение культуры различных народов, начиная с быта и оканчивая религиозными
верованиями. Своеобразие позиции «эволюционизма» заключалось в том, что, с этой точки зрения,