Стр. 69 - 2

Упрощенная HTML-версия

69
нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный.
Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.
К XII в. византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с
крещением, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней
неразрывное единство. Цивилизационное влияние последнего осколка античного мира оказало
стимулирующее действие на молодую культуру Древней Руси. В XII в.
начинается развитие
новых культурных центров
. Социально-политические предпосылки этого процесса заключались в
обособлении от Киева наиболее развитых земель, становившихся самостоятельными волостями. С
культурологической точки зрения имело место расширение сферы действия новой синтетической
культуры, распространение культурных новаций от передового центра (Киева) к периферии.
Наиболее ярко эти процессы проявились в
летописании
. В самом начале XII в. (1113
г.) в киевской земле монахом Киево-Печерского монастыря
Нестором
создается
Повесть
временных лет
. Эта летопись по праву считается одним из самых замечательных произведений
древнерусской культуры, настоящей энциклопедией древнерусской жизни. Несмотря на то, что
материал излагается по годам, текст летописи представляет собой связное литературно-
историческое произведение, в котором нашла отражение не только событийная канва, но и
религиозно-философские воззрения, политическая идеология, этика и подробности повседневной
жизни человека Древней Руси. Продолжает развиваться летописание в Новгороде. Важно, что
наряду с городами, в которых летописи велись уже на протяжении столетий, в начале XII в.
возникает летописная традиция там, где раньше ее не было – во Владимиро-Суздальской и
Галицко-Волынской землях. Характерно, что уделяя, как правило, большое внимание местным
событиям, летописцы не теряют из вида общерусской истории, их областной патриотизм всегда
сочетается со стремлением к единению русских земель.
Много нового появляется в литературе. Литература XII-XIII в. весьма разнообразна как
по жанрам, так и по тематике.
«Слово о полку Игореве
» считается одним из самых свободных от
церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение
повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185
г.). Художественный язык автора «Слова» насыщен языческими символами и образами:
Русь
предстаёт перед нами не оплотом православия (как в летописях), а «силой Дажь-Божа
внука»
, упоминается Стрибог, другие языческие божества, но нет ни одного упоминания Христа,
Богородицы или святых. При этом в главном автор «Слова» един с книжниками-летописцами: он
выступает
за единство Русской земли
, осуждая князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и
риск, без поддержки других князей в погоне за добычей и почестями.
Не менее интересно
«Поучение» Владимира Мономаха
(1053 - 1125). На склоне жизни
(«на санех седя») он пишет наставления своим детям, готовя их к нелегкому труду правителей
земли. Мономах вспоминает свою жизнь и дает читателю возможность представить и понять,
каким же должен быть настоящий князь
. Образованный, смелый, деятельный, истинно
верующий – таким предстает княжеский идеал в «Поучении». Непременная черта настоящего князя
– забота о Русской земле. По мнению Мономаха,
ради единства Руси князья обязаны оставить
личные обиды и братоубийственные ссоры
.
Особняком в литературе стоит
«Моление
» или
«Слово» Даниила Заточника
.
Довольно сложно определить жанр этого произведения. Это и просьба (собственно «моление») о
приеме на службу к князю; и памфлет, саркастически высмеивающий всесилие богатства,
бесчестие духовенства, злонравие женщин, произвол бояр; и рассказ о себе, сдобренный некоторой
долей саморекламы. Заточник –
человек, безусловно, талантливый и, как все талантливые
люди, находящийся в конфликте со своим временем
– окружающие не ценят его ума, ему
приходится жить в нищете – о бедах своих он «вопиет» ко князю, призывая оказать ему
покровительство, обещая взамен верную службу.
К XII веку
относится первое описание путешествия в русской литературе. Это рассказ
о паломничестве (
«Хождение
») игумена одного из черниговских монастырей
Даниила
в Святую
землю, т. е. в Иерусалим. Даниил совершает благочестивое странствие в те края, где