Стр. 68 - 2

Упрощенная HTML-версия

68
крестителю Руси, уподобляя его знаменитому императору Константину.
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода
является время
княжения Ярослава Мудрого
. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру
митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при
киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял
развитию православия на Руси. При нем были
канонизированы первые русские святые – князья
братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы
, разгоревшейся в годы молодости Ярослава,
когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно
пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению
академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ
способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно
убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава
Мудрого было создано
«Сказание о Борисе и Глебе
», являющееся, по существу, житием святых
князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия,
весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.
Древнейшим памятником старославянской письменности на Руси является
Остромирово евангелие
(1056-1057). Название книги произошло от имени новгородского
воеводы и посадника Остромира, для которого дьякон Григорий переписал евангелие с
болгарского оригинала. Данный раритет хранится в Российской национальной библиотеке в
Петербурге. Остромирово евангелие представляет собой искусно орнаментированную
пергаментную рукопись размером 30 на 35 см написанную кириллицей с тремя
высокохудожественными миниатюрами.
В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает
Киево-Печерский монастырь
, на
долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Русской земли.
Замечательным произведением древнерусской литературы является
житие Св. Феодосия
Печерского
, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце
XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова»
богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д.
Одна из характерных черт культуры Древней Руси –
большой интерес к истории
. В
исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных
произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого
исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании
которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов.
Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н.
Древнейший свод) была создана уже в конце Х - начале XI в. За ней последовало еще несколько
летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей
знаменитой Повести временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации
сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть
вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса - былин.
Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен
распространением грамотности не только среди верхов
, но и в широких массах общества.
Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианства
начал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное».
Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем,
чтобы они обучали людей грамоте и письму. О широком распространении грамотности
свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие
записи самого разного бытового содержания.
Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали
развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней,
считается
Евангелие
, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира.
Настоящим шедевром является
Изборник Святослава 1073 г
. Это сборник переводных