67
Восточнославянские языки относятся к славянской группе
индоевропейской языковой
семьи
. Считается, что в глубокой древности они составляли некое единство, один язык. Затем
восточнославянская ветвь распалась на ряд близких друг другу племенных диалектов. Разница
между языком различных племенных объединений была не очень сильна, представитель племени
полян вполне мог понимать, например, кривича, но не без труда. С возникновением русского
государства возникла потребность в выработке среднего наречия, одинаково понятного для всех
племен. Потребность эта была обусловлена необходимостью центральной власти поддерживать
связь с регионами. И такой диалект сложился на основании диалекта полян, жителей столичного
Киева. В него кроме южных по происхождению слов (таких, например, как «вол», «брехати»,
«лепый») вошли и много северных («лошадь», «векша», «изба», «обилье»). Этот усредненный
диалект, так называемое
киевское койне
, стал основой древнерусского литературного языка.
Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, по некоторым
данным утверждение это не совсем верно. Так, например, болгарский автор Х в. Черноризец Храбр
свидетельствует, что
в древности
славяне использовали для записи
«черты и резы
» (очевидно,
идеографическое письмо, в котором один знак мог означать целое понятие или слово), а также
буквы греческого и латинского алфавитов. Звуковое письмо (один звук соответствует одной букве)
появилась у них только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука
кириллица
была изобретена в IX в. братьями
Кириллом
и
Мефодием
по заказу
западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой
азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех
пор кириллица распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в
обиход и восточнославянского населения.
Азбука – не единственное приобретение, которое Русь получила вместе с
христианством.
Крещение Руси
князем Владимиром (988 г.) является одним из самых
значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во
многом определен путь развития России на много столетий вперед.
Христианство, развивавшееся
в одном из самых культурных государств средневекового мира – Византии, вобрало в себя
огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций.
Эта религиозная система
по многим параметрам превосходила традиционное славянское язычество. Вместе с письменностью
на Русь пришла
обширная литература
: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде
всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов
церкви» (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого), жития святых. Книги эти были
написаны в основном на
древнеболгарском языке
. Болгария приняла христианство раньше, чем
Русь, и к концу Х в. там было сделано большое количество переводов необходимой в церковном
обиходе литературы. Этот язык, (
который часто именуется церковнославянским
) хотя и
отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен русским читателям. Он
стал официальным языком богослужения в русской православной церкви и оказал огромное
влияние на литературный язык Древней Руси.
Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы
оригинальной. Самое,
пожалуй
, древнее из известных произведений древнерусской литературы –
«Слово о Законе и Благодати».
Его автором был митрополит киевский
Иларион
, оратор, писатель,
церковно-политический деятель. Это был первый русский человек, занявший киевский
митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно
назначались греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического
содержания и совершенством формы. Это блестящий религиозно-философский трактат в лучших
традициях византийской образованности. В нем, помимо вопросов сугубо богословских,
рассматриваются темы церковно-политические. Иларион пишет ярко и убедительно, использует
многочисленные библейские метафоры и исторические примеры. Основной идеей «Слова»
является
апология Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского
православия над старым византийским
. Митрополит возносит хвалы князю Владимиру,