Стр. 66 - 2

Упрощенная HTML-версия

66
Древний мастер ощущал себя лишь исполнителем Высшей воли, но не творцом, поэтому не
подписывал свои произведения.
Духовность искусства
– это его способность приводить зрителя в углублённое
созерцательное состояние, устанавливать прямой контакт человека с Богом.
Софийность
(премудрость) искусства заключалась в его умении выражать главные
духовные ценности, сущностные проблемы бытия. Основой творчества для наших предков служило
единство искусства, красоты и мудрости.
Каноничность
, свойственная художественному творчеству вообще, в средние века
приобрела особую значимость, поскольку определялась богословскими требованиями. Канон
увековечивал определённые способы художественного отображения божественного, ориентировал
искусство на углублённое, созерцательное проникновение в мир духовный. Каноническая схема
вызывала в душе зрителя устойчивый комплекс традиционной информации. Однако это не
притупляло восприятие. Дело в том, что канон дисциплинировал творческую волю мастера, но не
сковывал её. В строго ограниченных каноном пределах были возможны отклонения в нюансах,
незначительные вариации элементов формы, достаточно свободные импровизации с цветом. Это
провоцировало зрителя всматриваться во вроде бы знакомые образы, стремиться проникнуть в их
сущность, открывать новые духовные глубины.
Искусство, ориентированное на постижение умонепостигаемого Бога, вырабатывало
особый абстрактный, условный художественный язык
, что привело к высокоразвитому
символизму
. Символ не имел чёткого соответствия с представляемым объектом, он его не отражал, а
обозначал и вызывал определённые ассоциации. Символ – это видимый знак невидимого. Он был
необходим как посредник между миром земным и небесным. Обоснование этой необходимости
выражено в словах защитника иконопочитания Иоанна Дамаскина (VIII в.): «Иконы суть видимое
невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображённого из-за слабости понимания нашего»
40
.
Любое произведение церковного искусства само по себе символично как духовный
архетип
41
(храм – образ Царства Небесного, икона – образ святого). Конкретной символикой
наделены все элементы художественного выражения: детали планировки, освещённость, количество
глав у храма или позы, жесты, цвет в иконе. Произведение могло выступать также как символ
духовно-эстетической жизни своей эпохи (икона А.Рублёва «Троица» отражала идеи единства
народа и земли русской).
Это последнее связано с тем, что в культовом искусстве тенденции к условности,
схематизации и отвлечению постоянно
противостояла другая – тенденция к полнокровному
воспроизведению земных образов
. Древние творения отражали своеобразие эпохи, национальные
особенности, быт, природу, что сделало их настоящими художественными и историческими
памятниками русского народа.
Культовое искусство носило
синтетический характер
. Это в полной мере проявлялось
во время богослужения, где одновременно участвовали все виды искусств. Архитектура, живопись,
пение, проповедь, театральное действо – всё работало на создание единого образа иного мира,
утверждало внутреннее соборное объединение. «Собор всей твари как грядущий мир вселенной,
объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, – такова основная храмовая идея
нашего древнего религиозного искусства»
42
.
ПОЯВЛЕНИЕ ПИСМЕННОСТИ У СЛАВЯН И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
40
Цит.по: Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977. С.138.
41
Архетип
– исходный первообраз христианского искусства.
42
Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. С.346.