65
Художественная культура Древней Руси представляла собой своеобразный
синтез
славянской картины мира, византийского религиозно-философского мышления, а также
православного миропонимания, культа и церковного искусства
.
Церковное искусство было включено в систему религиозного культа и выполняло в ней
определённые функции. Как пишет известный культуролог П.Сорокин, тема этого искусства –
«сверхчувственное царство Бога. Её герои – Бог и другие божества, ангелы, святые и грешники,
душа, а также тайны мироздания, воплощения, искупления, распятия, спасения и другие
трансцендентальные (т.е. переходящие границы земного – авт.) события. Искусство вдоль и поперёк
религиозно. Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного,
эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо
цель не развлекать, а приблизить верующего к Богу. Как таковое, искусство священно как по
содержанию, так и по форме. Оно не допускает и толики чувственности, эротики, сатиры, комедии,
фарса. Эмоциональный тон искусства – религиозный, благочестивый, эфирный, аскетичный»
39
.
Культовое искусство религиозно не только по своей идейной направленности, но ещё в
специфическом, функциональном смысле, так как являлось объектом поклонения (икона) или
средством реализации культовых действий (пение хора). Таким образом, оно выполняло две
функции: первая – укрепление и усиление религиозных верований; вторая – эстетическая,
призванная вызывать у людей эстетические чувства и суждения.
Христианство было воспринято на Руси прежде всего и
глубже всего на уровне
художественно-эстетического сознания
и через него шло усвоение философско-религиозных
идей. Люди оказались более чувствительны к художественной культуре, открывшей им неизвестный
мир. В свете нового миропонимания христианин иначе, чем язычник, увидел и мир природы, и
самого человека, их взаимоотношения.
В языческие времена человек не вычленял себя из природы
и не осознавал своей личности, ценности своего бытия, фаталистично подчиняясь гармонии
Космоса и устанавливая чисто прагматические отношения с богами
.
Новая вера выводила человеческое сознание за рамки Космоса к пониманию абсолюта
через догматы неслиянной Троицы и боговоплощения. Восприятие Иисуса Христа как лица
абсолюта, равного двум другим лицам Троицы, и вместе с тем как реальное соединение божества с
человеком означало не только схождение Бога к человеку, но и
восхождение человека к Богу
. Это
возвышало человеческую личность, наделяло её своей волей и давало свободу выбора средств к
достижению благодати, возможности спасения и грядущего райского блаженства. В бытии духовной
сферы христианин усмотрел высшую красоту, ставшую его эстетическим идеалом. Красоту
духовную, в частности «Царства Небесного», он стремился представить себе по аналогии с земной
красотой, только возведённой в более высокую степень совершенства.
Несмотря на то, что культовую художественную систему русские заимствовали у
Византии, их эстетические идеалы различались. На Руси, особенно в северных землях, на них
оказали влияние местные дохристианские представления о красоте жизненной, видимой,
фольклорной. В русском искусстве больше пластической мягкости, красочности, светоносности,
теплоты, а где-то и грубоватой яркости и материальности.
Опорными принципами эстетического сознания и художественной практики были
соборность, каноничность, софийность и духовность искусства.
Соборность
сознания проявлялась в его внеличностном характере. Это сознание
родственных по духу людей, достигших через литургию внутреннего единства друг с другом и с
Богом. Средневековое искусство призвано выражать не субъективное мироощущение автора, а
«вовек незыблемую божественную истину.» С этим связана принципиальная анонимность искусства.
39
Сорокин П. Кризис нашего времени. // Михайлов А.Н. Культурология в текстах и комментариях. М., 1999. С.200