64
на внимании к внешним обрядам, чем на внутреннем религиозном чувстве
. Духовенство почти не
говорило проповедей, не было училищ, где бы юношество обучалось закону Божию»
38
. К тому же,
победа иосифлян над нестяжателями усекла тенденцию к духовному совершенствованию
церкви
. За внешним пышным великолепием русской церкви в XVII веке просматривалось начало
долгого заката её общественного авторитета.
В среде образованного духовенства
разгорелся спор по поводу того, каким путем
следует реформировать русскую церковь
, в которой за несколько столетий ее существования
накопились отклонения от ортодоксального греческого образца. За многие годы небрежного и часто
бездумного переписывания в церковные книги вкралось множество ошибок. Причем в разных частях
русского государства отклонения шли по-разному, что не могло не броситься в глаза даже при
поверхностном наблюдении. Средневековый человек, в высшей степени внимательно относившийся
к внешней, обрядовой стороне религии, конечно, не мог оставаться равнодушным к этим проблемам.
Их обсуждением занялся «Кружок ревнителей благочестия». В ходе обсуждения определилось две
точки зрения.
Одни считали, что
за образец для исправления следует взять греческие тексты и
заново их перевести на русский язык
. Сторонником этой точки зрения был
Никон
(в то время еще
архимандрит Новоспасского монастыря в Москве), который
мечтал установить вселенское
единство православных церквей
, и поэтому стремился к унификации обрядов по византийским
образцам. В условиях падения авторитета духовенства и роста религиозного инакомыслия реформа
Никона должна была привести церковные обряды в соответствие с первоисточником – греческим
православием. То есть реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону православия. Это должно
было способствовать сближению с греческой церковью и поднять престиж Российского государства
на православном Востоке.
По мнению
его идейного противника Никона –
протопопа Аввакума
,
в качестве
образца следовало взять не греческие, а древние русские книги, потому что греческое
православие не смогло сохранить себя в первозданной чистоте (Флорентийская уния)
. Кроме
того, Русь осталась единственным независимым православным государством, в отличии от той же
Византии, захваченной турками. Поэтому греческая вера не может служить образцом для Святой
Руси. В конечном итоге в жизнь была воплощена точка зрения именно Никона, т. к. он стал
патриархом. Сторонники Аввакума, составили оппозицию – «староверов», как они называли себя
сами или «раскольников», как именовали их представители официальной церкви. Борьба была
ожесточенной – официальной церкви так и не удалось полностью искоренить инакомыслие. Часто
идеи староверов становились идеологическим знаменем народных волнений против угнетения.
Но за данной реформой и спровоцированным ею расколом скрывается и
другой, более
глубокий смысл
. Раскольники были истинно верующими и преданными своему отечеству. Закат
Древней Руси они переживали как личную трагедию. Они не понимали, чем плох освящённый
временем старинный уклад и зачем так кардинально надо изменять привычные устои огромной
страны, которая выстояла в испытаниях Смутного времени и крепла год от года!
За полемикой
сторонников реформы и раскольников просматривается вечный русский вопрос об
исторической правоте. Одна сторона настаивала на величии старины, другая доказывала её
ничтожество.
Раскол стал большой бедой для народа. Он внушал страх перед будущим и ожидание
антихриста, полное недоверие к государственной власти и акты самосожжения, гнал людей в леса,
горы и пустыни, где устраивались раскольничьи скиты. В то же время проявилась высокая
нравственная черта народа: готовность претерпеть всё за свою веру и убеждения.
СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА
38 Цит. по:Учебный курс по культурологии/Драч Г.В. С.330.