Стр. 61 - 2

Упрощенная HTML-версия

61
Таким образом, обрядовая пища являлась очень важным, обязательным атрибутом
семейных и общественных календарных праздников. Цель ее использования: умилостивить богов и
духов, таинственные силы природы, чтобы они способствовали благополучию семьи, богатому
урожаю и приплоду скота. Можно отметить и ряд воспитательных моментов, особенно для детей:
приучение к самодисциплине, терпению, выдержке, вниманию к присутствующим, укрепление
гуманизма, доброжелательности, уважения к старшим.
Народные обряды и обычаи не остались просто фактом истории, имеющим отношение
лишь к своему времени. Каждый праздник, несмотря на разнообразие составлявших его элементов,
воспринимался как нечто единое и цельное, подчинённое конкретной задаче. Обряды вобрали в себя
народную мудрость и талант. Они помогали людям жить и питали художественное творчество,
сохраняли опыт многих поколений, связывали настоящее и прошлое, вселяли уверенность в
будущем. Видимо поэтому мы и сегодня чтим многие традиции как источник силы национального
духа и любви к своей родине.
КУЛЬТУРА РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РУССКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием как по
своим непосредственным результатам, так и по отдаленным последствиям.
Христианский идеал
,
внесенный в языческую среду,
стимулировал духовное развитие
, очеловечивал эту среду, хотя,
разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При всей
развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило
русской культуре
через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и
приобрести универсальное измерение
. Язычество не выделяло человека из природы, он был
нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христианства
культура осознает
себя и свое место в мире
.
Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени
представляло собой подлинную революцию, принесшую с собой совершенно
новые ценности,
новые формы жизни, разрушавшие прочно укоренившиеся древние стереотипы
. Крещение в
корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступало в конфликт со
всем предшествующим религиозным миропониманием.
Язычество оказывало сопротивление и
продолжало жить в народных низах
.
Важной особенностью принятия христианства на Руси было
наличие у нее своей
письменности
. Алфавит, пришедший от южных славян, был приспособлен к фонетике, усваивался
народом, многие представители которого, преимущественно в растущих городах, были грамотными.
Достаточно вспомнить о новгородских, псковских берестяных грамотах, чтобы судить об уровне
развития грамотности в Древней Руси.
В институциональном плане
для древнерусского христианства характерна тесная
связь с княжеской властью и ее административным аппаратом
. За короткое время после
принятия христианства
культура Древней Руси достигла своего расцвета
, особенно при Ярославе
Мудром. Началось строительство каменных церквей, таких как Софийские соборы в Киеве и
Новгороде. Успешно развивались иконопись, переписка книг, украшенных миниатюрами, наподобие
Остромирова Евангелия, литература. С принятием христианства связано появление на Руси
переводных работ древнегреческих и византийских авторов, богослужебных христианских книг,
становление системы образования при монастырях, возникло множество культурных центров.
Православие стало духовной основой Руси.
Сложились единство языка, веры и
власти, без чего впоследствии было бы невозможно восстановление единого государства
, а
также его сохранение в ходе колонизации земель.
Киевская Русь за очень короткий срок, уже к XI в., превратилась в страну
высокоразвитой культуры, сравнимой с европейской. Это была единая держава, объединявшая