60
Также трактуется символика масленичных блинов, а их неумеренное поедание – типичный
магический обряд плодородия: от количества съеденного зависит новый урожай и весеннее
возвращение солнца.
Эта же символика характерна для пасхальных яиц. В языческой Руси
яйцо считалось
чудодейственным, источником жизни
. Оно, как и зерно, несло не только рождение, но
и
воскресение
– внешне неживое семя, твердое известковое яйцо вдруг давало начало новой жизни,
повторяя уже известный путь: на землю, в гнездо – и вверх, в рост. Это позволяло соотнести его не
только с образом языческого умирающего и воскресающего божества, но и Христа.
Традиции встречи Пасхи восходят к языческой весенней земледельческой обрядности.
Для увеличения урожая окрашенные кровью яйца (чтобы они были более «угодны духам») катали по
земле. В некоторых местах России до сих пор делают голубков из выдутого куриного яйца
(древнейшая символика рождения жизни) или плетут их из соломы, которая символизирует
плодородие полей и напоминает лучистое солнце. Плетут также соломенное паникадило
(подсвечник) и, украсив его цветными тряпочками, вешают в красном углу до следующей Пасхи.
Давно известны ярко раскрашенные цветными узорами яйца –
писанки
,
символизирующие весну, солнце, пробуждение природы. Археологи нашли глиняные писанки в
Киевской Руси. Этнографы рассказали об очень архаичных космогонических изображениях на
пасхальных писанках небесных лосих-рожаниц, знаков земли, воды и др.
Освященное пасхальное яйцо за праздничным столом ели первым, деля его между
всеми участниками трапезы. Яйца дарили друзьям и знакомым, раздавали нищим, с ними связаны
многие поверья (оберег от болезни скотины, от молнии, средство для повышения урожайности
посевов, для тушения пожаров, поиска заблудившихся в лесу домашних животных) и игры (катание
яиц, «битки»). Сегодня красное яйцо является знаком воскресения Христа – символизирует наше
возрождение кровью Христа.
Не менее значима в обрядовой кухне и
курица
. Издавна она
считалась жертвенной
птицей, наделялась магической силой плодородия
. Это делало ее, в частности, одним из главных
компонентов свадебных обрядовых блюд. При отправлении невесты к жениху ей давали жареную
курицу, которой молодые угощались после первой брачной ночи, разрывая птицу руками на куски.
Ритуальной жертвенной пищей были также
свинина и говядина
. Так, русальские
праздники заканчивались ритуальным пиром, к которому кололи быка. На Рождество и Новый год
ели мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В
центральной полосе России в Васильев день (1 / 14 января; Василий, архиепископ Кесарии –
покровитель свиней) кололи «кесаретских» поросят. Перед употреблением зажаренного мяса
старший в семье трижды поднимал блюдо с целым поросенком, приговаривая: «Чтобы свиночки
поросились, овечки ягнились, коровушки телились» (жертва и моление за скотину). После трапезы
хозяин вызывал смельчака отнести кости в свиную закутку. Носить нужно по одной косточке, а там
сидели черти и могли захлопнуть дверь и бить по голове костями, требуя назад поросенка
(противостояние нечистой силе).
Интересно, что церковь вела борьбу с ритуальным мясоедением: в XI в. был удлинен
петровский пост, приходившийся на русальский месяц июнь, в XII в. насаждался запрет на мясо в
том случае, если крупный господский праздник приходился на постные дни, на среду или пятницу.
Эти запреты были восприняты почитателями древних обычаев как грубое вторжение в привычные
устои жизни. Конфликт тогда закончился победой старой языческой традиции.
Еще одно интересное ритуальное угощение, появившееся в христианское время,
–
творожная пасха
, приготовляемая в специальной форме в виде усеченного конуса, имитирующего
Голгофу. Стенки ее украшались крестами и буквами ХВ. Это блюдо подчеркивало идею
искупительной смерти Христа, скорби и страданий.