59
нанизывали на вилы и поднимали к небу или просто подбрасывали румяных птичек высоко вверх и
пели зазывные песни – веснянки. В Орловской губернии дети отдавали их матери, говоря: «Как
жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был».
С днём Иоанна Лествичника (30 марта / 12 апреля) связан обычай печь из теста
лестнички
для восхождения в будущей жизни на небо
. К синтезу двух мировоззрений привела
ассоциация христианского имени с языческим представлением о пути в загробный мир. Лесенки
пекли и на Вознесение (40-й день по Пасхе), их подбрасывали вместе с варёными яйцами вверх с
приговором, заклинавшим рожь вырасти так же высоко. Иногда при их помощи гадали о посмертной
участи человека.
Перед свадьбой выпекали
шишки, голубков или уточек
– их вручали во время
приглашения гостей как подарок от молодых. Эта символическая выпечка могла олицетворять
стремление
к богатству, щедрости
и должна быть отблагодарена подарком или деньгами.
Атрибутами свадебного, рождественского, новогоднего стола были и «орешки» – символы богатства,
плодородия, хорошего урожая. Символический смысл имели
подарки в виде пряников
различной
формы
: сердце означало признание в любви, колыбельку получали молодые на свадьбе, коня или
петуха дарили мальчикам.
Одно из самых популярных блюд на Руси –
блины
. В старину блин сопутствовал
человеку всю его жизнь – от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательная
еда во время поминальных обрядов). Но прежде всего блины – необходимый атрибут Масленицы. С
языческих времён блины являлись
символом солнца
и их коллективное поедание знаменовало
победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях IХ-Х вв. известны круглые глиняные
сковородки с зубчатыми краями и крестом, знаком солнца, которые, вероятно, служили для выпечки
масленичных блинов
34
.
Образную характеристику этому ритуальному угощению дал А.И. Куприн: «Блин
кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце,
блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным
каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и
здоровых детей»
35
.
Известно, что Масленица начиналась с поминовения умерших. Язычники верили, что
души предков возвращаются на землю вместе с теплом, травами и птицами, чтобы помогать живым,
а потому первый блин клали для них на «духовое» окошко. «Первый блин – комам», – говорили в
старину (комы – души умерших).
В мифологических представлениях
блюда из зерна и муки соотносились с
производящей, рождающей силой нижнего мира, с силой плодородия, эротики, размножения
. И
поэтому оказывались материальными символами связи, посредничества между мирами. Так, при
приготовлении каравая встречались огонь и вода, верх и низ модели мира. По мнению А.В. Юдина
«каравай оказывается точкой встречи и переплетения, взаимоперехода всех миров вертикали и
сезонов годового круга, он, в сущности, сам – символ круга времён, определяемого солнцем»
36
.
34
Рыбаков Б.А.Указ.соч. С.668.
35
Цит. по: Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. -М.,1990.- С.86.
36
Юдин А.В. Указ.соч. С.132-133.