Стр. 62 - 2

Упрощенная HTML-версия

62
славянские, прибалтийские и финно-угорские народы на территории около 7 тыс. кв. км.
Оформилась общность древнерусского народа, сложился литературный язык. Высокий уровень
национального самосознания демонстрируют русские летописи. Показательна приверженность
широких слоев населения к знаниям и грамотности.
К началу XII в. завершается древний период русской культуры, насчитывавший более
одной тысячи лет. И несмотря на то, что
Русь позже других европейских стран вступила на путь
исторического развития, она к XII в. догнала их и стала с ними вровень
.
Иго Золотой Орды – одно из тяжелейших испытаний в отечественной истории. Для
церкви, по-прежнему игравшей ведущую роль в культуре, это был, по мнению Н.А. Бердяева, один
из лучших периодов. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за
независимость. Во многом этот подъем связан с деятельностью Сергия Радонежского, самого
почитаемого русского святого. Именно он вдохновил на Куликовскую битву московского князя
Дмитрия, стал основателем многих других монастырей и храмов.
Проблема монгольского влияния на Русь многомерна
, а именно:
Непосредственный эффект монгольского нашествия - разрушение городов и
уничтожение населения. Оборвались традиционные связи с Византией, Западной Европой,
мусульманским Востоком, были уничтожены или разорены многие очаги культуры. Все это вело к
культурной изоляции. Все исследователи древнерусской жизни отмечают приостановку культурного
развития страны вследствие монгольского нашествия. Общее понижение культурного уровня,
общее
огрубение нравов были непосредственными результатами нашествия
.
Одним только нашествием монгольское влияние на Русь не ограничивается. Очень
сложным является вопрос о влиянии монголов на становление будущей российской
государственности
, который выдвинули на передний план в XX столетии представители
евразийского течения общественной мысли. Евразийцы считали, что на территории России
благодаря привнесению туранского (тюркского) элемента в русскую культуру сложился
новый
этнотип, заложивший основы психологии русского человека
. Многие положения евразийцев
весьма спорны, но они в значительной степени стимулировали дальнейшие исследования. Прямого
воздействия монгольского права на русское не было, но в сфере уголовного права
ужесточаются
наказания
: вводятся смертная казнь, наказания кнутом, пытки. Заимствования у монголов сказались
на военном деле
, прежде всего на устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала
такие черты воинской доблести монгольских завоевателей, как храбрость, выносливость в
преодолении препятствий. В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к
деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Какой-
либо культурной налоговой политики у монголов не было, они всегда хотели взять возможно больше
самыми грубыми приемами и средствами. Монголы не могли оказать существенного влияния на
русское просвещение, поскольку сами не имели такового, не могли они также внести ничего
существенного в русскую архитектуру, русское искусство.
Московские цари восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров.
Их
знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с
восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались
недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.
В целом при всей важности и значимости монгольского влияния на русскую культуру
вряд ли следует его преувеличивать и приписывать ему исключительное значение. Отечественную
культуру этого периода отличало усиление патриотической тематики, вошедшей в культурную
традицию Руси в связи с монголо-татарским нашествием, что способствовало консолидации
общерусского национального сознания, а
на стыке взаимодействия славянской и тюркской
культур стали возникать новые явления
в языке, быте, обычаях и искусстве. В конечном счете,
цивилизация России, оказавшись вовлеченной в «степь», проявила себя как цивилизующий
фактор
. Многие татары со временем перешли в христианство, а их потомки стали видными
деятелями русской культуры (Н.М. Карамзин, С. Булгаков, П.Я. Чаадаев).
Важным фактором сохранения русской культуры в тяжелые времена оставалось