5
сверхчувственной «мировой душе». При этом он утверждал, что именно
культура является
основной сплачивающей силой общества, ведущей к грядущему идеалу – мировой душе
. Кроме
того, большое значение, по Гердеру, имеет язык народа, так как это внутренняя сущность культуры.
От Вико до Канта длится период отмежевания, отделения культурологии от философии
и истории.
Джамбаттиста Вико
(1668 ─ 1744), итальянский ученый и философ, создает
«Новую
науку»
–
первую культурологию
, изображающую
«идеальную историю»
как смену культурных
циклов, в ходе которой осуществляется
самопознание и самосознание человека
. Джамбаттиста
Вико
утверждает, что все народы проходят одинаковые стадии развития: 1) божественную, когда
отсутствует государство, а люди подчиняются жрецам; 2) героическую – стадию аристократического
государства; 3) человеческую – демократическую республику или представительную монархию.
Жан Жак Руссо
отбрасывает представления о вечной природе человека, вводит
измерение историчности
и толкует культуру как свободное, а значит, этически двусмысленное
творение человеческой сущности.
Итак,
в эпоху Просвещения
понятие
«культура»
означает
деятельное преобразование
мира человеком
. В отличие от Цицерона, просветители относят к культуре
не только духовные, но
и материальные занятия людей
. Это улучшение жизни людей с помощью земледелия, ремесел,
различной техники. Но
прежде всего
культура – это духовное совершенствование человеческого
рода и отдельных индивидов, орудием которого является
разум
. Также отметим еще одну сторону в
учении всех просветителей. Дело в том, что в понятия
«просвещение»
и
«культура»
они вкладывали
своё
представление об идеале, к которому должно стремиться человечество
. «Все наши
учреждения, наши размышления и познания имеют своей целью, – писал П.А. Гольбах, – только
доставить нам то счастье, к которому нас заставляет непрестанно стремиться наша собственная
природа». А это значит, что просветительские размышления о культуре – это не просто констатация
фактов, но и разговор
о высших целях человеческого рода
. С помощью понятия «культура»
просветители задавали главный ориентир и направленность человеческой жизни. Ведь оно
указывало на разумную природу человека, в свете которой мы должны оценивать прошлое и
настоящее человечества.
Следующий поворот
в европейском мышлении
совершил
Иммануил Кант
(1724 ─
1804), сделав предметом теоретического исследования
реальность культуры, не сводимую ни к
природе, ни к свободе
. В своей «Критике способности суждения» он обосновывает
наличие особой,
третьей реальности, отличной от мира природы и мира свободы,
реальности
«целесообразности», которую можно феноменально обнаружить в системе живых организмов и в
искусстве, в принципе не обнаруживая при этом саму цель, с которой сообразуется данный объект.
Дело в том, что
неживая природа
существует за счет
внешних воздействий
одних тел
на другие. Но уже
в живой природе
появляется феномен
самодетерминации
, когда действия
вызываются изнутри идущей потребностью, желанием, интересом. К примеру, стрела, выпущенная
из лука, никогда не изменит траекторию своего движения. Но это легко сделает птица, выпущенная
из клетки. Ещё сложнее поведение высших животных, к которым относятся собаки и кошки. Но и
они, будучи способны на произвольные действия, не совершают свободных поступков, без которых
невозможен мир культуры.
В своей философии Кант различает законы природы и закон свободы. И хотя
индивид у
него принадлежит обоим мирам, человеком он становится именно тогда, когда начинает
руководствоваться долгом как особым нравственным законом из мира свободы
. Но для начала
человеку необходимо научиться смотреть на себя со стороны, как бы глазами другого человека.
Способность к самооценке и самоанализу
– главное условие формирования
свободного поведения
.
В учении Канта речь идет о том, как причинно-следственные связи уступают место
самопричинению или самодетерминации, свойственным только человеку. Без свободы, доказывает
Кант, нет нравственного поступка. Там, где мы действуем по законам естественно-природной
необходимости, мы собственно и не действуем, поскольку там действует природа. А там, где
действует природа, вне нас или внутри нас самих, нет никакой нравственности.
Нравственность же
появляется только там, где кончается природа и начинается культура
. Вот в чем основная