Стр. 4 - 2

Упрощенная HTML-версия

4
Оставаясь христианами, идеологи Возрождения не прочь бросить вызов Всевышнему.
Богоборческие мотивы явно и неявно представлены в их творчестве. Так, Альберти, известный
теоретик Возрождения в области изобразительных искусств и зодчества, позволял себе заявлять, что
Бог сотворил мир сущего, но искусство воплощает должное. Для того чтобы на этом основании
сделать вывод о преимуществах художника перед Создателем, больших усилий не нужно.
Соответственно в эпоху Возрождения изменилось и отношение к античной культуре. В
философии и искусстве этой эпохи стали видеть основу формирования и проявления человеческих
талантов. Философские диспуты по проблемам античной культуры деятели Возрождения ведут на
греческом языке и латыни, подражая древним не только в манерах, но и в одеяниях. Тем не менее,
посвящая трактаты человеку, мыслители Возрождения не анализируют всерьез его способностей.
Восхваляя человеческие таланты, они
не дают ясного ответа на вопрос, за счет чего прирастают
и совершенствуются творческие способности человека
и где граница между врожденным и
приобретенным в человеке.
Несмотря на возвращение к античному антропоцентризму, на утверждение
представления о культурном плюрализме, наука о культуре так и осталась невостребованной. Весь
универсум явлений анализировался через понятие «природы»
.
Культура в этом контексте
считалась лишь имитацией природы
. Поэтому, зачем изучать копию, когда есть оригинал.
В конце XV века появилась некоторое разочарование в идеале природы. Результатом
этого разочарования стал
маньеризм, деформирующий естественные пропорции в пользу
субъективности духовного взора
. Для маньеризма было характерно ощущение неполноценности
природы и незаменимости человека. Казалось, все это могло способствовать рождению
культурологии как науки, но маньеризм был сметен с магистрального пути развития культуры
Реформацией
. Реформация предполагала
поглощение культурной сферы религиозной
. Более того,
такой важный компонент культуры, как
выражение воли в символе, был признан грехом
идолопоклонства
. Как известно, протестантизм – дитя реформации – не одобряет художественных
изображений даже на религиозную тему.
XVII век с его
парадигмой
1
универсального Разума
так же был мало склонен к
пониманию специфики культуры как особой области знания. Это было время торжества
рационализма и естественных наук.
Мир культурных реалий был лишь случайным разнообразием,
легко редуцируемым к первичным рациональным (собственно, математическим и
естественнонаучным) моделям
.
В XVIII веке ситуация кардинально изменилась. Возникновение принципа историзма,
культурного релятивизма и плюрализма, интерес к индивидуальности и её творчеству, к
эстетическому, и бессознательному, внимание к экономическому и социальному субстрату истории,
востоковедению и сравнительной лингвистки, антропологии и педагогики, успехи археологии – всё
это создает предпосылки для рождения нового видения связи человека и природы, другими словами,
науки о культуре.
В первую очередь отметим роль немецких просветителей. Дело в том, что до них слово
«культура» употреблялось только в словосочетаниях, обозначающих функцию чего-то. Например,
«cultura juris» –выработка правил поведения, «cultura litteratura» – cовершенствование письменности,
«cultura linguae» – совершенствование языка и т.п. В противоположность этому немецкие
просветители, в частности
Иоганн Готфрид Гердер
(1744-1803), ведут разговор
о культуре вообще
или о культуре как таковой
. Гердер исходил из понимания природного универсума как
прогресса
организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем – к
1
Парадигма – общепринятая модель доминантных ценностей конкретной культурно-исторической эпохи.