3
культура, а почитание триединого Бога стало в христианстве основой духовного развития
человека.
Что касается
светской культуры
, то у одних христианских богословов она
толкуется в
качестве подготовки к религиозному озарению
, а у других – как
путь заблуждений, уводящий от
истины в лице Бога
.
Так, к примеру, христианский мыслитель
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан
(ок.160 - после 220 н.э.) утверждал, что увлечение античной культурой калечит человеческую душу.
Афины для людей того времени были символом античной культуры, Иерусалим – символом
христианской религии. «Итак, что Афины – Иерусалиму? Что Академия – Церкви?» – пишет
Тертуллиан, имея в виду, что
христианская вера несовместима с просвещенностью греков и
римлян
. Тертуллиан – противник изощренной философии и искусства, существовавших в
современном ему Риме. Он убежден в том, что только простая, невоспитанная и необразованная
душа - христианка, и только такой человек имеет возможность попасть в Царство Божие. И не
античная культура, а христианский культ открывает человеку путь к Богу.
В сочинении «О свидетельстве души» Тертуллиан доказывает, что человеческой душе
свойственны христианские истины о существовании Творца, о Страшном Суде и Царстве Божием.
Ведь, несомненно, пишет он, что душа старше буквы, а «сам человек - старше философа и поэта». А
если человек испортил свою душу, обучаясь в школах и изощряясь в библиотеках, то ему,
доказывал Тертуллиан, нужно долго поститься и молиться, чтобы очистить душу от этой
скверны.
Но если у Тертуллиана культура есть тяжелая болезнь, от которой излечиваются на пути
опрощения и аскетизма, то иначе выглядит соотношение культуры и культа у Климента
Александрийского, который был современником Тертуллиана.
Тит Флавий Климент
(150 - 216
н.э.) был главой богословской школы в Александрии (на севере Африки), входившей тогда в состав
Римской империи. Будучи долгие годы наставником новообращенных христиан, Климент
Александрийский создал собственную педагогическую систему, которая в корне противоречила
тому, в чем был уверен священник и богослов Тертуллиан.
Климент Александрийский
представлял ту умеренную точку зрения на соотношение
культуры и культа, которая затем стала господствующей в христианстве
. Именно он
провозгласил принцип, согласно которому
философия должна быть служанкой богословия. В
свою очередь, геометрия, астрономия и музыка, которыми увлекались в античную эпоху,
должны быть служанками философии.
Из этого следует, что, в соответствии с педагогической
системой Климента, вся
античная образованность является подготовкой к христианскому
вероучению
. А на пути в Царство Божие перед Иерусалимом находятся Афины.
В эпоху
Возрождени
я культура освободилась от оков религиозного культа и достигла
высокой степени независимости. Эпоха Возрождения, как известно, вернулась к античным
представлениям о человеке и его месте в мире. Но в истории человечества ничто не возвращается в
первозданном виде. Точно так же мыслители Возрождения
вернулись к античным идеалам
человека, соединив их с христианскими воззрениями в духе новых задач и устремлений
.
Возрождение – эпоха формирования буржуазных отношений. Это время, когда в европейских
городах возвышается слой купцов и хозяев мануфактур, использующих наемный труд. Это время,
когда европейцы начинают осваивать земли на других континентах, и наряду с купцами в дальние
страны на поиски удачи устремляются кондотьеры. Это время развития городского самоуправления,
когда городской люд бросает вызов своим бывшим опекунам-сеньорам.
На этом историческом фоне, естественно,
смещаются акценты в соотношении
культа и культуры в пользу последней
. И главное – изменяется представление о том, что должно
формировать достойного человека.
Возвышение человека теперь оказывается не столько
следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида
. Человек
приходит в этот мир, доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца, возможности
которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего. «Я не сделал тебя ни небесным, ни
земным, – обращается Бог к Адаму в «Речи о достоинстве человека», написанной Пико делла
Мирандолой, – ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер,
сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».