2
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
ПРЕДИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИИ
Культурология – это наука, исследующая явления и законы культуры, а также
способы постижения культуры.
Культурология часто изучает настолько специфические сферы
культурной жизни, что начинает сближаться с другими наукам, например с антропологией,
экономической теорией, лингвистикой и т.д. В принципе культурология может исследовать любой
предмет, любое явление, даже природное, в том случае, если обнаружен культурологический смысл.
В ней есть свои чисто теоретические исследования, есть описательные, а есть и работы, по характеру
изложения приближающиеся к художественному произведению.
Как самостоятельная дисциплина культурология формируется лишь в начале XX
века, а в России с начала 90-х гг.
В устоявшейся на Западе системе наук у культурологии нет ни
определенного места, ни общепризнанного статуса. Её функции обычно делят между собой
этнография, этнология, культурная антропология, социология, семиотика и философия культуры.
Несмотря на относительную молодость данной науки, можно говорить о ее достаточно
содержательной предыстории. В миропонимании
древних цивилизаций
культура не стала
предметом исследования. Дело в том, что в своих «высоких» версиях она была полностью включена
в религиозный культ, в «низких» же, фольклорных версиях она существовала как данность в
традиции.
Первая попытка анализа культуры принадлежит ранним греческим
софистам
, которые
противопоставили мир человеческих творений и отношений миру природы. Так была отмечена не
только будущая граница гуманитарного и естественного знания, но
и указана специфика культуры
как особого типа реальности
. Однако для греков
знание о культуре так и не стало наукой
. Во-
первых, из-за фундаментальной установки на
толкование природы как единственной и
всеохватывающей реальности
. Поэтому субъективный аспект культурного творчества
рассматривался как то, что надо изживать в пользу объективно верного «подражания» (мимесиса)
природным образцам. Во-вторых, всё, что относилось к культуре, воспринималось ими
не как
наука, а как то, что отличает образованного грека от варвара
.
Продолжателями традиций, заложенных в Древней
Греции
, стали римляне. При этом
именно
в Древнем Риме
определенное понимание и терминология сошлись воедино. У римлян, и в
частности у Цицерона, намечается путь к тому
классическому пониманию культуры
, которое
окончательно сложилось в классической философии XVIII-XIX вв. Именно у древних римлян
появилось слово «cultura»
, которое, среди прочего, означало «возделывание», «обработку», «уход».
Культивированию, т.е. возделыванию почвы, был посвящен известный в Древнем Риме трактат,
написанный М.П. Катонном, - «De agri cultura». Однако, отпpaвной точкой в формировании
теоретических представлений о культуре принято считать работу
«Тускуланские беседы»
,
принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу
Марку Туллию Цицерону
(106-43 до н.э.). Здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть
культуры, что и отличает теорию от обыденных представлений.
В
Средние века,
несмотря на то, что система средневекового образования в целом была
заимствована из античности, старые понятия получили новые смыслы и оценки. Духовный аспект
культуры был поглощен религией и трактовался соответственно. Остальные аспекты культуры, не
вписавшиеся в религиозный культ, воспринимались как «внешний» соблазн и опасность для душ
верующих.
Античное наследие в Средние века воспринималось крайне противоречиво. Дело в том,
что слово «cultura» переводится не только как «возделывание», но и как «почитание», т.е.
поклонение божеству. Поэтому латинские слова «культура» и «культ» являются однокоренными.
Причем если античный мир сделал акцент на первом его значении, то христианский мир - на втором.
Единство слов «культ» и «культура» в античном мире не случайно.
Ведь античные боги
оборачиваются природными стихиями. И возделывание земли у греков связано с поклонением
богине Земли - Гее. Иначе у христиан, у которых Бог находится за пределами земного мира.
Не