49
суженых вечером под Катерину (24 ноября / 7 декабря) и под Андрея (30 ноября / 13 декабря).
Способов совершения этого обряда было множество: в доме и на улице, в одиночку и группами,
некоторые сопровождались пением-заклинанием (подблюдными песнями), многие выполнялись как
праздничные развлечения, а другие считались страшными, как например, гадания на зеркалах
(зеркало – граница между мирами). Нередко условием успешной ворожбы выдвигалось создание
обстановки, напоминающей загробный мир: темнота, свеча, тишина, одиночество, нагота или
свободная рубашка без пояса, распущенные волосы, отсутствие крестиков, колец, браслетов и других
атрибутов «белого света».
Простейшей формой гадания можно считать «суеверные»
бытовые приметы
,
например: «разбить зеркало – значит, потерять душу» (чтобы исправить положение, нужно собрать
осколки в коробочку и окропить их кровью из своего указательного пальца); «вернуться домой за
забытым предметом – не иметь удачи» (надо посмотреть в зеркало прежде, чем снова уйти, а по
другой рекомендации даже высунуть язык или состроить рожу, чтобы отпугнуть злых духов,
прячущихся за зеркалом). Русские люди всегда были очень суеверными. Возрождение этого
пережитка сегодня психологи связывают со стремлением к определённости и уверенности в
нынешнюю эпоху перемен. Эта временная слабость будет исчезать по мере привыкания к свободе
личности и к необходимости больше полагаться на самих себя.
Магия благополучия отражена в
обычае украшать ёлку
. Его связывают с поверьем
древнегерманских племён о том, что духи скрываются в вечнозелёных елях и чтобы их
умилостивить, надо сделать им подношения. Видимо с тех пор сохранилась у немцев и перешла к
русским и символика ёлочного наряда: коровы, козы, барашки развешивались в память о новогодней
жертве духам подземного мира, чтобы избежать голода и бедствий. Фрукты на ёлке – напоминание
природе о том, что она должна позаботиться о людях в предстоящем году, осыпать их плодами, а
конфеты – пожелание сладкой жизни. Но если конфеты, печенье, яблоки положены под ёлку – это в
память о предках. Ёлочные свечи, гирлянды (особенно много их должно быть на Рождественской
ёлке) призваны поддержать солнце, чтобы оно совсем не погасло в критические зимние дни.
Рождественские же свечи на столе означали семейный очаг.
В России вечнозелёная ель (сосна) стала восприниматься как символ жизни, мира и
счастья лишь в Новое время. В древности она считалась деревом смерти, её ветками устилали путь
похоронной процессии. В некоторых славянских регионах к Новогоднему празднику выращивали в
кадках цветущие вишни и украшали их свечами.
Дед Мороз и Снегурочка
у ёлки, как уже отмечалось, появились тоже довольно поздно,
в конце XIX века, хотя как фольклорные персонажи были известны давно. Мифологический Мороз,
Морозко, Студенец – повелитель зимних холодов, неказистый вредный старик с длинной седой
бородой, который стуком палки вызывал трескучие морозы. Со временем он превратился в богатыря
кузнеца, сковывавшего реки. У славян существовал специальный ритуал задабривания Деда Мороза
накануне Рождества. В ХХ столетии Дед Мороз воспринимался уже как воплощение щедрости и
доброты. Снегурочка – олицетворение молодости, радости и веселья, юная дочь весны.
Почитание деревьев
издревле было свойственно всем народам. На Руси культовым
деревом была
берёза
– символ девичества, дух-покровитель сообщества. Как главный образ она
присутствовала во многих девичьих обрядах, на Троицу. С её помощью «кумились», ветками
наряжали дома, из неё плели венки. Венок служил залогом бессмертия, знаком любви и супружеских
уз. Наши предки верили, что украшая всё кругом зеленью и цветами, можно ускорить созревание
хлебов.
Верба
, расцветающая первой, стала знаком наступающей весны, деревом жизни, наделённым
особой целебной силой. Она – героиня вербного предпасхального воскресенья. В фольклоре она
приобретала черты Мирового дерева, как и береза, и сосна. Символом космического Мирового
дерева был и ледяной столб, который устанавливали на Масленицу.
Рябина
способна защитить от
всякой ночной нечисти. Она неподвластна подземным силам. Ярко-красный цвет ягод – цвет Солнца,
победителя ночи. А
осина
– проклятое дерево, место постоянного обитания злых духов. Его
нельзя было вносить в дом, прятаться под ним во время грозы, но именно осиновым колом можно
было навеки пригвоздить к земле упыря.