Стр. 48 - 2

Упрощенная HTML-версия

48
с умершими, просили их об охране дома и двора, зарывали в могилы и катали по ним крашеные яйца
и поливали брагой (кормление земли, заклинание урожая). К этому же дню были приурочены
«вьюницы» (обряд поздравления молодожёнов) – предки должны были освятить новую семью и
покровительствовать ей.
3.
Фёдоров день
(
20 апреля / 3 мая
) – когда, по поверью, покойники тосковали по
земле, отмечался посещением кладбища, причитанием и зазыванием мёртвых родителей. Особо
выделялась
поминальная суббота перед Троицей
, на «зелёные святки» (семиковая неделя) в самый
разгар весенних молений о росте и благополучии взошедшего хлеба. Выглядел этот обряд довольно
странно, поскольку плач и «великий вопль» по умершим сменялся буйной тризной с «бесовскими
играми» специально приглашаемых скоморохов и общими плясками, пением, а иногда и драками. Во
многих местах поминовение сопровождалось продажей дудок и свистков, громким криком и
свистом.
Б.А. Рыбаков объясняет это своеобразное сочетание плача и плясок стремлением
противопоставить мертвенному началу начало жизнеутверждающее
28
. Однако более подходящим
видится толкование А.В. Юдина и Л.Н. Виноградовой, которые отмечают, что на Семик приходился
праздник поминовения заложных (нечистых) покойников – детей и молодых людей, не вступивших в
брак. Их души могли возвращаться на землю в весенне-летний период, признаком чего было
расцветание цветов (старики, «родители», умершие своей смертью, приходили на землю в осенне-
зимнее время). В эти дни особенно шалили русалки – души заложных покойниц, враждебных
живому человеку. Поэтому в Семик совершались обряды,
чтобы защититься от этих духов
(магический шум на поминках) и даже избавиться от них (обряды «похорон русалки», «проводы
русалки»)
29
.
4.
«Дмитровская (родительская) суббота» (26 октября / 8 ноября
) и
вся
предшествовавшая Дмитровская неделя
. Поминовение проходило как дома, так и на кладбище и
вновь завершалось разгулом. Оно было связано с окончанием обмолота урожая и всех мужских и
женских сельскохозяйственных работ. Богатое угощение из 12 зерновых и мясных блюд служило
знаком благодарности предкам за дарованные ими блага.
Как видно, моления были семейными и общественными, что говорит об их связи с
проблемами как одного дома, так и всего селения. Встречающееся в обрядах число 12, видимо,
свидетельствует об экстраполяции поминаний на все 12 месяцев года. Внимание к умершим
проявлялось не только в поминальные дни, но и в другие праздники.
В Сочельник
, например,
вечером во дворе зажигали большой костёр из соломы или навоза. Огонь считался местом
притяжения душ, символизировал неразрывную связь двух миров. Души покойников собирались
вокруг костра греться, а живые здесь же в глубоком молчании молились за них.
Характерная форма общения двух миров –
гадания
. В них проявлялось желание людей
войти в контакт с потусторонними силами с целью узнать о своём будущем. Гадали, главным
образом, на
зимние и летние святки
, когда активизировались эти силы. Причём явно более
значимым был зимний период:
от Рождества до Крещения
время наибольшей
неопределённости
в борьбе Хаоса и Космоса. С Сочельника до Нового Года, включая его первый
день, интересовались будущим урожаем, а от Новогодней ночи до Крещения – замужеством. Срок
исполнения считался разным: рождественские предсказания должны были сбыться в начале лета,
новогодние – в середине, а крещенские - к окончанию. Известны и
осенние девичьи гадания
о
28
Там же. С. 118.
29
Юдин А.В. Русская народная духовная культура. С. 149-150.