Стр. 43 - 2

Упрощенная HTML-версия

43
появились в городских домах и при этом связывались с Рождеством. Причем, если немцы
устанавливали небольшое деревце на столе в углу комнаты, то русские ставили высокую и густую
ель на полу посередине залы, делая ее центром торжества. В конце XIX в. появились и хорошо
известные нам Дед Мороз и Снегурочка. Дед Мороз соединил в себе черты Санта Клауса, русского
фольклорного Мороза и св. Николая, а Снегурочка – западных зимних женских персонажей (св.
Екатерины, св. Люции и др.) и русской сказочной Снегурки. Однако крестьяне тогда не приняли
елку. Настороженно к ней относилась и церковь, видевшая в новом обычае проявление язычества. А
партийно-советское руководство заподозрило в ней «поповское» влияние и в 1929 г. вместе со всеми
церковными праздниками елка была отменена как атрибут Рождества. Вновь она вошла в нашу
жизнь со встречей 1936 г., но теперь как новогодняя, советская, с пятиконечной звездой на верхушке.
Еще один пример проникновения западных веяний –
дворянская свадьба
, которая
представляла собой своеобразную смесь элементов народного обряда, церковных нормативов и
новых черт. Так, достаточно распространенным стал отъезд за границу прямо после свадьбы, по
выходу из церкви. Новобрачные менее высокого социального уровня отъезжали в деревню или
непосредственно после выхода из церкви, или после праздника в городе. Также было принято, чтобы
молодые переезжали в новый дом или квартиру. Стремление справлять свадьбу «по-европейски»,
что было гораздо проще в ритуальном отношении, преобладало до 20-х гг. XIX века. В дальнейшем
же наметилась тенденция придавать обряду национальный характер. Это, видимо, было связано с
развитием романтизма, стремившегося к «естественности» нравов, свойственной крестьянскому
быту. Следует, однако, иметь в виду замечание известного знатока русской культуры XVIII - XIX вв.
Ю.М.Лотмана о том, что дворянское общество под «европеизмом» часто понимало не реальную
действительность Запада, а ситуации из романов
22
. На рубеже XVIII ─ XIX вв., например, в быт
проникли такие нормы «европейского» поведения (на самом деле – типичные романтические
сюжеты), как нарушение родительской воли и похищение невесты. Интересно, что «умыкание
девиц» – архаичная языческая форма брака у восточных славян, неожиданным образом
«возродившаяся» через тысячелетие.
Таким образом, Новое время значительно поколебало древние устои. Отход от
традиционных ценностей продолжался и в ХХ в. Но история не смогла стереть окончательно из
памяти народа традиции, унаследованные от наших далеких предков. С помощью ученых
попытаемся выделить в народных обрядах их языческую первооснову и более поздние наслоения.
АГРАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Традиционная славянская культура была земледельческой по характеру. Весь уклад
жизни оказывался связан с природными ритмами и хозяйственными работами. Поэтому
главным
стержнем языческого культа являлась аграрная магия
.
Всё оформление аграрных праздников представляется как бы осуществлением
договора
человека с силами природы в рамках идеи космической взаимности
: Природным божествам и
духам приносят жертву, чтобы добиться их расположения и соучастия в труде, а после с ними
делятся собранным урожаем. Жертвы и дары содержали общий смысл: реализация принципа «даю
тебе, чтобы ты дал мне», а также принципа взаимного доброжелательства. Целью жертвы являлось
получение благ и предотвращение бед, причём жертвоприношение тесно связано с просьбой
(мольбой, молитвой). В качестве даров использовали мёд, мучные изделия, каши, зерно, яйца, вино,
фрукты, ткани, предметы быта.
Кроме того, в праздниках годового цикла неизменно присутствовал эротический фон,
ярче выраженный в майско-июньский период. В этом проявлялась забота общины о
самовоспроизводстве. Другими словами,
через эротические мотивы язычники воплощали идею
22
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПб., 1994.- С. 103 - 122.