44
утверждения жизни, вечного воспроизводства
. Смысл аграрных праздников и обрядов
заключался в том, чтобы спасти мир от смерти, обеспечить обильный урожай, благополучие и
продление рода человеческого.
Из очень сложной системы народных праздников можно выделить основные циклы:
Зимние святки
– русалии (24 декабря – 6 января): двенадцатидневный заклинательный комплекс,
подводивший итоги прошедшего и определявший судьбу предстоящего года. В этот период
встречаются элементы почти всех обрядов, которые предстоит выполнить в течение года.
Встреча весны и начало полевых работ
(9 марта – 2 мая).
Главные праздники – Масленица, Пасха
: отражают культ солнца, пробуждение природы.
«Зелёные святки»
– купальские русалии, семицкая неделя – (Семик, Троица – Иван Купала 24
июня): кульминационная точка языческих гуляний, отличавшихся значительной массовостью. Явно
выражен культ воды, растительности, плодородия и плодовитости.
Осенние праздники – Рода и рожаниц, Рождество Богородицы
– (август – начало сентября): имели
благодарственную направленность, посвящались новому урожаю, женским божествам, дающим
новую жизнь.
Женские праздники
(1 октября – 1 ноября): сезон посиделок, совместного прядения льна.
Наиболее полно смысл и функция праздников раскрывался в главном из них,
который, как правило, происходил на переходе от старого года к новому.
Восточные славяне-
земледельцы счет новому «лету» (именно так тогда называлась годовая единица времени) начинали в
марте. В середине XIV в. Церковь перенесла начало года на 1 сентября, а с 1492 г. этот день был
утвержден и для гражданского Нового года. Наконец, Петр I, реформировав календарь, установил с
1700 г. празднование Нового года 1 января. Все эти даты были приурочены к началу лунного месяца
накануне или после одной из критических точек года. Как уже отмечалось, наиболее опасными
считались дни зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия, соотносимые с зимними святками
и Масленицей.
Именно эти праздники в первую очередь были призваны преодолевать надвигавшуюся
катастрофу мира, силы Хаоса. Только согласованные ритуальные действия по созиданию нового
мира могли обеспечить дальнейшую жизнь и благосостояние людей. Видимо этим объясняется
лучшая разработанность обрядов, проводимых в указанные периоды, и их сохранность до
сегодняшних дней. Поскольку
разные праздники передают единый общий смысл, то в них много
одинаковых или похожих элементов, символов, атрибутов
.
К числу центральных по частоте исполнения и богатству вариантов принадлежат
обряды похорон соломенного чучела и ритуальный обход дворов.
Манипуляции
с
чучелом
отмечены во многих праздниках. Соломенную Масленицу в виде женщины или, иногда, мужчины
возили в санях несколько дней, а затем, оплакивая, сжигали на костре. Предварительно её могли
раздевать и разрывать на части. Сожжение здесь несло очистительную символику, хотя
образ
Масленицы
исследователи толкуют по-разному. В.А.Миронов, например, считает, что она
носит
имя языческой богини Мажаны
(Маржаны), олицетворяющей мрак. Её уничтожали, чтобы под
тёплыми лучами солнца вырос обильный урожай
23
.
А. Миловский пишет о
главном божестве, дающем жизнь, но которое к концу года
дряхлело
, о чём свидетельствовало зимнее увядание природы. Люди оказывались перед угрозой
существования. Единственной возможностью дальнейшего благополучия казалась замена
состарившегося бога молодым, полным энергии и животворной силы. Ежегодное умерщвление
старого бога для возрождения его в новом обличье было, таким образом, условием сохранения жизни
племени
24
.
23 См.: Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. М., 1991.
24 См.: Миловский А. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. М., 1987 .