Стр. 36 - 2

Упрощенная HTML-версия

36
Невозможно представить жизнь современного общества без Масленицы, Пасхи или
Нового года. Причем, мы стараемся следовать старинным традициям, зачастую не понимая их
смысла. Но почему же народная память в течение тысячелетий сохраняла этот жизненный опыт?
Начало
формирования народных обычаев и обрядов
13
восходит к далеким языческим
временам,
когда зарождались аграрные культы и культ предков, хотя корни некоторых
традиций обнаруживаются уже в первобытной охотничьей культуре
. С крещением Руси
появились другие обычаи, произошло
наложение христианских обрядов на языческие
. Новое
время обогатило их европейским влиянием. В результате всех модернизаций утрачивался
первоначальный смысл обрядовых действий, менялись они сами, превращаясь все более в обычные
развлечения.
В народных обычаях отразились особенности социальной жизни и мировоззрения
людей на том или ином этапе их исторического развития. Не претендуя на полный обзор, попробуем
выявить некоторые элементы социокультурной динамики, важные для понимания рассматриваемого
вопроса.
Прежде всего, обратим внимание на первобытную культуру охотников, являющуюся
базовой для всей мировой культуры. Еще
в праобществе ранних палеоантропов (питекантропов),
живших 200-75 тыс. лет назад
, начали формироваться, по мнению некоторых ученых, тотемизм и
магия. Но особенно важные события происходили на заключительном этапе формирования
человеческого общества
в период поздних палеоантропов (неандертальцев), 75-35 тыс. лет назад
.
Несмотря на то, что эти пралюди еще не умели связно изъясняться, они, вероятно,
старались
выражать свои представления о мире обильной жестикуляцией, но не только.
Археологические
данные свидетельствуют о развитии у неандертальцев человеческих эмоций, заботы о членах своей
праобщины, появлении у них первых захоронений. В ряде случаев вместе со скелетами были
найдены части животных и орудия. Некоторые ученые связывают это с верой поздних
палеоантропов в души умерших и загробную жизнь. Другие – истолковывают как заботу о мертвых,
которых продолжали считать и после смерти полноправными членами коллектива, а потому
оставляли покойника в пещере, клали рядом причитавшуюся ему долю пищи и орудия. Мертвых
укладывали в могильные ямы в скрюченном положении (видимо, связывали) и заваливали землей,
камнями, ветками.
Данные этнографии подтверждают не только заботу первобытных людей о мертвых, но
и боязнь их. Первоначальным было убеждение в существовании исходящего от трупа таинственного,
но вредного для живых влияния, результатом которого являлись болезни и смерть. Затем появились
представления о «живых» мертвецах
, выходящих из могил и вредящих сородичам. Наконец,
значительно позднее сформировалась
вера в душу
, покидающую тело после смерти, а одновременно
возник и страх перед ней. Таким образом, появление захоронений связано, с одной стороны, с
заботой о покойниках, а с другой – со страхом.
У неандертальцев уже достаточно четко проявили себя магия, тотемизм и фетишизм.
Зарождение этих древнейших религиозных форм подтверждают скопления в пещерах черепов и
других костей медведей (реже - быка или волка), камни с нанесенными красными пятнами и
углублениями (имитация раненых животных), костяные подвески. Этнографы объясняют хранение
костей появлением магической заботы об убитом животном-тотеме с целью искупить вину
охотников перед убитым зверем и обеспечить его телесное возрождение.
9 Обычай - это вошедшее в привычку общее правило, сложившееся исторически в результате многократного повторения людьми определенного
варианта поведения.Обряд - одна из форм реализации обычая наряду с рациональными действиями.