37
Развитие праобщины неандертальцев привело к возникновению предпосылок
экзогамии (экзогамия – требование вступать в половые отношения только с членами других
коллективов). Такими предпосылками могли быть частичная агамия (запрет половых отношений
между членами коллектива) и чередовавшиеся с ней промискуитетные (неупорядоченные половые
отношения) оргиастические праздники. Частичная агамия заключалась в половых производственных
(охотничьих, рыболовных, военных и т.д.) табу. Суть их: строжайший запрет половых отношений в
период подготовки и совершения какой-либо хозяйственной деятельности как необходимое условие
ее успеха. Шансы на успех уменьшали конфликты между членами праобщины, главной причиной
которых были промискуитетные отношения.
Развитие хозяйственной деятельности требовало
все более длительных периодов табу, а все более сокращавшиеся промискуитетные периоды
превращались в настоящие оргии
, сохранявшиеся у многих народов и после исчезновения рода
14
.
Достаточно вспомнить
купальскую ночь
у славян с ее «разгульными игрищами», когда допускалась
полная свобода в общении полов, в том числе свобода добрачных связей.
Чем больше подавлялся половой инстинкт, тем больше он стремился прорваться, что
приняло форму
оргиастических нападений
представителей одной праобщины на другую. Нападали
не только мужчины на женщин, но и наоборот. Причем нападение женщин могло иметь успех только
тогда, когда они были в большинстве и достаточно организованы. В результате сложились ритуалы,
сохранявшиеся по традиции и дошедшие как пережиток до ХХ в., например,
обряд опахивания
деревни
15
.
35 – 40 тыс. лет назад (по некоторым данным – 70 тыс.лет назад)
произошла
трансформация палеоантропов в неоантропов – людей современного физического вида (Homo
sapiens)
, что совпало с переходом к
позднему (верхнему) палеолиту
. Завершилось становление
человеческого общества и 8 - 10 тыс. лет назад заканчивается период первобытной охотничьей
культуры.
В
мезолите (8 - 5 тыс. лет назад)
осуществился переход от потребляющего к
производящему хозяйству, возникло земледелие и скотоводство. Эти революционные изменения
вызвали не только прогресс производительных сил
в эпоху неолита (4 - 5 тыс. лет назад)
, но и
радикально изменили образ жизни первобытных людей. Резко возрос уровень познания окружающей
природы, так как от нее, от умения овладевать ею во многом зависело существование земледельца.
К этому времени у человека появились начальные объяснения мира и самого себя,
выраженные в мифах.
Миф был способом человеческого бытия и попыткой осмыслить его
,
образцом традиционных моральных ценностей и магической веры, доказательством
целесообразности обрядов и культов
. Миф отражал интуитивно распознаваемую сознанием
первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности,
цикличности движения мифологических образов.
Одни и те же мифы и ритуалы многократно воспроизводились из поколения в
поколение фактически без изменений. По мнению учёных, такой
высокий авторитет мифов и
ритуалов
обусловлен их функциональным назначением. Они не только объясняют мир (его
создание, взаимоотношение основных мифологических персонажей и т.д.), но, что самое важное, –
14 См.: Семенов Ю.И. На заре человеческой истории.- М., 1989.- С. 256-264.
15 Опахивание - обряд охранительной магии, защиты от всякого зла: стихийных бедствий, болезней людей и скота и проч. Глубокой ночью и в тайне
от мужчин на окраине села собирались женщины и, раздевшись до нижней рубашки или донага, распустив волосы, пропахивали сохой борозду вокруг деревни (в
христианское время стали носить икону и кадило впереди процессии). Если при этом встречали мужчину, то нападали на него и избивали.