35
Исключительное место в этом виде искусства занимает
Збручский идол Рода
–
Святовита (IX в). Он четырёхгранный, верхняя часть оформлена в виде округлой шапки с меховой
опушкой, под которой – четыре человеческих лица. Общий облик его – фаллический. Идол высотой
2,67 м разделён на три горизонтальных яруса. В верхнем ярусе помещены божества, живущие на
небе: Макошь, Лада, Перун и Дажьбог. Средний ярус – земной, с человеческими фигурками. Нижний
– мир предков и земных глубин, на нём изображён Велес, стоящий на коленях и держащий на своих
плечах всю землю. Таким образом, древний мастер в идоле-комплексе представил одновременно и
целый пантеон славянских божеств IX в., и картину Вселенной (макрокосм), и место в ней человека
(микрокосм), и связь времён прошлого (мир предков в нижнем ярусе) с настоящим (средний ярус), и
усиление монотеистической тенденции в языческой религии (верховенство Рода, символ которого –
фалл). Всё это определяет дидактический поучительный характер жанра. Ярусная система оказалась
подходящей для воплощения религиозных догматов, требовавших абстракции и статики, которые
подчёркивали их вечность.
Произведения типа Збручского идола свидетельствуют и о развитии пространственных
представлений.
Кроме горизонтального деления на три мира появляются четыре стороны
света
, на которые ориентирована вся система. А в центре пространства находится князь – бог.
Микрокосм неотделим от макрокосма.
Мы познакомились лишь с некоторыми жанрами. На самом деле славянское искусство
было гораздо богаче и широко отражало представления язычников. Однако с началом
христианизации обнаружилось, что ни один из существовавших жанров не был способен выразить
новое религиозное мировоззрение и идеи феодальной власти.
Как известно, попытка князя Владимира создать единую религиозную систему,
сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом. Русь, став государством, нуждалась в
другой религии, и она ее получила в 988 г. После официального принятия христианства язычество
продолжало существовать во всех слоях русского общества, особенно проявив себя во второй
половине ХП-ХШ вв. в связи с выделением княжеств. Главным предметом почитания стал
солнечный бог света Дажьбог. Появилась новая небесная символика в виде композиции «вознесение
Александра Македонского на небо», отражавшая культ Дажьбога. Сохранившиеся
языческие обряды
семейных и родовых праздников, причудливо переплетаясь с новыми христианскими культами
.
В обновлении язычества и увлечении стариной современные ученые усматривают стремление народа
освободиться от греческой догматики и найти свои национальные религиозные воззрения и обряды.
На Руси создалось своеобразное двоеверие, при котором два мировосприятия и мироощущения
переплетались, взаимно дополняя друг друга.
За многие века славянское и русское язычество прошло сложный путь, создав
самобытную народную культуру, в которой еще многое не понято, но изучение ее продолжается. И,
если видный исследователь древности Е.В.Аничков в начале нашего столетия писал об убожестве
язычества на Руси и ее богов, грубости его культа и нравов, то через 70 лет известный историк
академик Б.А.Рыбаков дал достаточно высокую оценку русской языческой культуры как значительно
развитой, со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами и со своим языческим
летописанием 912-980 гг.
СИМВОЛИКА НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ
ИСТОКИ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ