34
Как уже отмечалось, у славян было принято украшать одежду, хозяйственные и бытовые
предметы магическими знаками, защищавшими людей от зла. Однако эта традиция представляет не
только культовое, но и художественное значение и свидетельствует о развитии в народной среде
разных видов творчества. В многообразном дохристианском искусстве восточных славян
специалисты смогли выделить несколько функционально-тематических областей, которые можно
отождествлять с жанрами, хотя вопрос этот окончательно не разработан. Под жанрами понимаются
исторически сложившиеся изобразительные структуры, наделённые определённым смыслом.
Календарно-космогонический
(аграрно-обрядовый) жанр представлен элементами языческой
догматики – бинарными композициями типа двух коней с деревом или женской фигурой посередине.
Богатый этнографический материал этого вида относится к X - XI вв., однако изображение женской
фигуры с воздетыми к небу руками и с птицами по сторонам известно у праславян уже в VII в. до н.э.
Композиции отличаются обобщённостью и схематичностью, полностью статичны. Главным
жанрообразующим признаком их является принцип симметрии, который в народном искусстве
отражал, очевидно, древнюю мировоззренческую систему противопоставлений, чувство извечного
порядка мироздания, постоянства. Другой признак жанра – передача подразумеваемого
пространства: линия основания (земля), пара коней «слева-справа», солярные знаки на фигурах
коней и возношение рук богини к небу («верх-низ», «небо-земля»). Выразительность бинарных
композиций заключается в их абстрактной схеме, но не в передаче конкретного образа.
Жанр зооморфных амулетов
– оберегов – это образы, замкнутые в себе, бессюжетное искусство,
представленное вне пространства и выражающее не идеи вечности, а настоящее время, поскольку
функция произведений заключается в непосредственной сиюминутной защите от зла через
конкретный изобразительный символ доброй силы. Поэтому зооморфные обереги отличаются
«мирным» характером, совершенностью силуэтных форм, предельно лаконичной и вместе с тем
жизненной выразительностью. Хотя фигурки коней, птиц внешне схематичны и статичны (чаще
всего они стоят, гордо выпятив мощную грудь), но в них хорошо выражена «внутренняя динамика».
Она состоит в особом построении силуэта, когда плавный контур вдруг образует сильную
выпуклость в главном «защитительном» месте (груди).
Повествовательный
(сказочно-былинный) жанр отражает переосмысление народом мифологии.
Мифологическое прошлое олицетворяется в образах различных чудовищ, изображаемых на
дружинном снаряжении, в предметах городского быта. В зависимости от конкретной ситуации,
развивающейся во времени, образ чудовища может также означать и зло, с которым борется герой, и
быть символом самого геройства. Художественные композиции отличаются динамикой, отсутствием
симметрии. Примером жанра служит знаменитый
Турий рог из княжеского кургана Чёрная могила
под Черниговым (сер.X в)
, на котором изображена сцена борьбы людей с волшебной силой,
олицетворённой в образе птицы. Композиция, выполненная по былинно-сказочным мотивам,
отличается соединением старого и нового в искусстве. Элементом старого является своеобразный
мифологический фон, где во вне композиционной связи дан набор образов чудовищ, расположенных
по правилам традиционной центричности. Новое представлено в двух сюжетах. В первом изображён
волк (символ зла), обращённый к человеческим фигурам, и петух (хранитель от злых сил),
преграждающий ему путь. Главная сюжетная линия представлена человеческими фигурами с
птицею, в которую выпущены три стрелы. Впервые в восточнославянском искусстве показано
течение действия во времени. Для этого использованы два способа: динамика (различное положение
летящих стрел) и контрастное противопоставление (динамичная сцена с лучниками и неподвижная
группа чудовищ – настоящее и прошлое, показывающее на испытания, через которые прошли
участники). К сожалению, в последующий период феодального средневековья развитие
повествовательности в изобразительном искусстве не получило поддержки.
Особый жанр языческого искусства представляют
идолы
, известные с первых веков нашей эры.
Это произведения общественного и даже государственного значения, которые вобрали в себя
отдельные черты и амулетов, и обрядового, и эпического искусства. Все идолы антропоморфны
(человекообразны). По их содержанию выделяют несколько категорий: а) изображение мужчины с
рогом изобилия в руках; б) фаллические; в) без особых признаков; г) многоярусные; д)
четырёхликие. Сущность идолов связана с идеями рождения, жизни, урожая, защиты, благополучия.