Стр. 31 - 2

Упрощенная HTML-версия

31
шее змеиную кожу или ожерелье из змеиных головок. От эпидемий защищало опахивание селения,
которое совершали ночью вдовы и юные девушки, впряженные в соху. При этом производили много
шума, били в печные заслонки и вёдра, чтобы испугать болезнь. Было принято также приносить
жертвенные дары (например, кур) божествам и духам. Особо старались задобрить божество смерти и
зла Мару (Морену).
Всякая
болезнь воспринималась как живое существо
, с которым можно разговаривать,
обращаться к ней с просьбами или приказаниями. Когда она приставала к человеку, её сначала
старались задобрить, чтобы не слишком мучила больного. Например, при заболевании оспой пекли
ржаные лепёшки, прикладывали их к больным местам и просили Оспицу-матушку помиловать
человека. Если же болезнь не уходила добром, её пытались изгнать с помощью различных
магических действий и заговоров.
Древнейшие магические действия – это манипуляции с водой, землёй, огнём, деревьями,
камнями и другими природными явлениями. На убеждении в том, что вода мстит за нанесённые ей
оскорбления, был основан обычай, когда
больной просил «прощения у воды»
: на воду опускали
кусочек хлеба с низким поклоном и, отступая по одному шагу назад, трижды с поклоном просили
прощения у матушки-воды. Целебную силу приписывали купанию на заре праздника Купалы. В это
утро принято было также умывать росой лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь, чтобы не
было угрей и прыщей. Непременным атрибутом праздника было мытьё и паренье в бане
свежезаготовленными вениками. Паровая баня получила повсеместное распространение не позднее
I-III вв. При глазной боли славяне умывались водой целебных источников и бросали в них
серебряные монеты. Чтобы облегчить роды, распускали писанную молитву в воде и давали её пить
роженице. Умывались дождевой водой во время первой грозы, чтобы целый год не хворать.
Языческое почитание целебных свойств воды сохранялось и в христианской Руси.
Накануне Богоявления в иорданской проруби купались и здоровые, и тяжело больные, а также пили
освящённую воду и сохраняли её дома целый год, считая, что она поможет от многих недугов.
Окунались в реке на ранней заре чистого четверга накануне Пасхи – это сулило здоровье в
продолжение всего года. На Юрьев день (23 апреля/6 мая) катались по росе, чтобы получить
здоровье.
Велика была вера и в
силу родной земли
. Её брали с собой как защиту от болезней,
отправляясь в дальний путь. У неё просили прощения, стоя на том месте, где случился болезненный
припадок от неведомой причины (принимали как наказание за какую-либо вину).
Благоговейным почитанием пользовались
камни со следом человеческой стопы
(стопы
божества). Дождевая вода, скапливавшаяся в углублении, считалась целебной, особенно от глазных
болезней.
Священными признавались избранные
дуплистые сосны или деревья с раздвоившимся
стволом
, через отверстия которых протаскивали несколько раз больных детей и даже взрослых,
чтобы получить исцеление. Страдавшие зубной болью должны были обгладывать кору с лечебной
сосны. Из коры и мочек корней делали настои и талисманы. В знак благодарности целительные
деревья украшали ленточками и лоскутками.
Важными предохраняющими от всяких бед и недугов средствами были
огонь и солнце
.
В обрядах солнце предстаёт в образе коня. Так, конский череп клали под изголовье страдавшего
лихорадкой. Во время эпидемий разводили «живой огонь» на концах деревни, прогоняли людей
через небольшие костры. Известен обряд «перепекания ребёнка», когда недоношенного младенца
(недопёкся в утробе матери) или больного рахитом, атрофией (собачьей старостью или сухотами) на
хлебной лопате трижды помещали в тёплую печь с целью сжигания болезни. Смысл действия был в
возвращении дитя в материнское чрево (печь), чтобы он заново родился, но уже здоровым. Особо
поклонялись купальскому огню, прыгали через костры, сжигали в них одежду больных или
порченых чарами.
Славяне также
обращались за помощью к своим богам
. Рожаницы, ведавшие
плодовитостью природы, облегчали роды роженицам и помогали бесплодным женщинам. Макошь
со своими русалками, имея связь с водой, покровительствовала целебным источникам. Змеи из