Стр. 30 - 2

Упрощенная HTML-версия

30
в сферу деятельности которых входило и врачевание. К этому времени можно отнести начало
формирования лечебной магии. Для выполнения всё усложнявшихся таинственных обрядов нужны
были посвящённые люди. Ими стали
знахари, пользовавшиеся всеобщим уважением за умение
лечить болезни людей и животных, и одновременно подозреваемых в общении с нечистой
силой
. Свой опыт они хранили в секрете и передавали от родителя детям. В практике знахаря были
как рациональные знания и приёмы
(лечебные средства растительного, животного и минерального
происхождения, психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки),
так и
иррациональные
, отражавшие языческое мировоззрение общества.
В фольклоре и древнерусской литературе отразились народные взгляды на причины
различных заболеваний.
Считалось, что болезни на человека насылали злые духи, боги, колдуны,
люди с дурным глазом
. Видимо, в средние века сложились представления об особых демонах
болезней, которых представляли по-разному: в облике женщины в белом, красном или чёрном
одеянии; красивой девушки с длинными волосами; уродливой бабы с костлявыми длинными руками,
оскаленными зубами и огненными глазами. Например, оспа – это безобразная женщина с пузырями
вместо глаз и ядом на языке: кого она оближет, тот сразу же заболеет. Иногда болезни
представлялись в виде животных: лягушки (оспа), ежа (корь), бабочки или мухи (лихорадка) и т.д.
Из восточных сказаний в народную культуру проникла полуязыческая легенда о
двенадцати лихорадках (иногда их 7, 9, 77) – дщерях царя Ирода, проклятых Богом за смерть Иоанна
Крестителя и заживо провалившихся под землю. С тех пор они служат дьяволу, который посылает их
на землю помучить людей: «тело жечь и знобить, белы кости крушить». Каждая из сестёр имеет своё
имя: Ломиха (ломея), Глохня (глухея), Огниха (огнея, огненная), Трясуха (трясучка, трясавица,
трясца, трясея); Желтуха (желтея, желтуница); Грудица (грынуша, грудея); Гнетуха (гнетея,
гнетучка, гнетница); Пухнея (пухлея, пухлая); Ледея (ледиха), Коркуша (корчея), Глядея, Огнеястра
или Невея. В виде косматых, распоясанных старух или вовсе нагие лихорадки ходят по ночам, стучат
в окна клюкой или кличут людей по имени – кто отзовётся, к тому они и пристанут. Если лихорадка
пролётом коснётся губ, то они обмечутся, а если она коснётся всего человека, то нападёт трясавица.
Как нашествие невидимых навий (злых душ мёртвых) на конях (видны были только конские копыта),
которые рыскали по городу и «уязвляли» осмелившихся выйти из дому, описал летописец эпидемию
1092 г. в Полоцке.
Душевные болезни воспринимались как проявление божьей воли или гнева, о чём
говорят названия недугов («божья немочь») и больных («божевольные», «божегневные»). Заболеть
можно было и от порчи, т.е. злого насыла, наговора «недобрых людей». Порча могла выражаться в
разных формах: кликушества (женских припадков с криками), падучей, беснования, колотья в груди,
болей в животе и других недугов, вплоть до смерти. Способов навести порчу также множество:
сглазом («озевать» дурным глазом), по следу (вынуть земли из-под ступни прохожего и бросить её
на дерево – хворь не пройдёт, пока дерево не засохнет), от изурочья (заочная посылка порчи в пище,
по воде, по ветру), от удара или щипка тела, от заговора, относом (вещи с заразного больного
отнести на дорогу – кто их поднимет, тот и захворает) и т.д.
Вера человека в способность таинственных сил природы предрекать судьбу
использовалась для того, чтобы узнать о своём здоровье, долгой жизни или скорой смерти.
Например, на «зелёные святки» гадали на венках: чей венок не засох, тому долго жить; чей же засох,
тому жить недолго. А если засохший венок ещё и утонул в воде – смерть жди в этом году. На зимние
святки гадали по ложкам, оставленным на ночь в скрытном месте: перевёрнутая ложка означала
смерть, повернувшаяся на бок – болезнь, в обыкновенном положении – долгую жизнь. Зажигали,
кроме того, берёзовую лучину, смоченную водой: если горит с искрами – к болезни, горит ясно – к
долгой жизни.
Зная причины болезней и их проявления, а также предсказания судьбы, можно было
принять
меры защиты от напасти
, одни из которых являлись своеобразной профилактикой, а
другие – средством избавления от недуга. Чтобы уберечь себя от болезни, нечисть старались
обмануть: намажешь своё лицо сажей – лихорадка испугается; переоденешься в вывороченное или
чужое платье – не узнает; переедешь тихомолком из дома в дом – не найдёт; напишешь на двери и
окнах: «Такого-то нет дома» – обойдёт стороной. Чтобы предохраниться от лихорадки, носили на