29
день недели - четверг. Славяне верили, что делу, начатому в четверг, сулит удача. В Перунов день 20
июля богу приносили в жертву быка или петуха.
В скифский период (середина Iтыс. до н.э.) у праславян-сколотов появилось несколько
богов с иранскими именами: Стрибог, Дажьбог, Хорс и Семаргл. Стрибог – бог-отец, бог неба, дед
ветров, одно из имен-эпитетов главного всеобъемлющего божества.
Дажьбог
(Солнце, сын Сварогов) – древнее божество природы, солнечности, «белого
света», податель благ, связан с сезонным солнечным теплом, временем вызревания урожая. Автор
«Слова о полку Игореве» называет русский народ «Дажьбоговыми внуками», поскольку наши
предки думали, что их родословная происходит от богов.
Хорс
– бог солнца-светила, вероятно, дополняющий образ Дажьбога-Солнца (солнце –
признак Белого Света).
Семаргл
– священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы, посредник между
верховным божеством неба и землей, могучий защитник добра.
На третьем этапе
развития русской языческой религии наметилась
тенденция к
единобожию
(монотеизму). В условиях военных походов на Балканы в VI в. и в процессе создания
Киевского государства IX – X вв.
Перун
выдвигается на первое место.
Перун-Громовержец
стал
богом княжеско-дружинных социальных верхов, покровителем воинов, оружия, войн. В договорах Х
в. с греками русские князья клялись двумя богами: Перуном и «скотьим богом» Велесом, ставшим
богом богатства и торговли.
В целях
религиозно-идеологического подкрепления государственности и власти
киевских князей
юный Владимир провёл
около 980 г. языческую реформу
. Это была попытка
создания общегосударственного пантеона и государственного культа. По словам летописца,
Владимир собрал на холме у княжеского двора кумиров шести богов и велел молиться им и
приносить жертвы. Во главе пантеона стоял Перун – начальнейший и первостатейный бог,
понимаемый, видимо, не просто как первый из богов, но как заместитель всех богов. Стан его был
вырезан из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал
камень, украшенный рубинами и карбункулом. Под ним постоянно горел огонь. В Киеве и
Новгороде были его храмы. В жертву Перуну приносили волов и пленников.
В пантеон вошли также древние божества неба, земли и «белого света» – Стрибог,
Макошь и Дажьбог, и божества дополнительного характера: Хорс, дополняющий Дажьбога, и
Семаргл, дополняющий Макошь. В литературе существуют различные толкования по поводу
подбора богов. Можно согласиться с академиком Б.Рыбаковым, который видит здесь обдуманную
теологическую систему жречества, противопоставленную христианству: Бог-отец – Стрибог, Бог-
сын – Дажьбог (с прибогом Хорсом) и Матерь Божья – Макошь. Крылатый Семаргл может быть
сопоставим с ангелами. В пантеон не вошли широко почитаемые на Руси, но недостаточно
благопристойные боги: Род, изображавшийся в виде фаллоса, и Велес, связанный с разгульными
карнавалами звериных масок в дни зимних святок. В целом, княжеский пантеон вполне мог
способствовать ведению богословских споров волхвов с христианами.
С возникновением государства языческий культ приобрёл новую, политическую
функцию.
Он стал средством политического воздействия на народ. Но в этой роли язычество явно
уступало любой монотеистической религии. Кроме того, внешнеполитические амбиции и торговые
интересы не способствовали дальнейшему развитию язычества.
ЛЕЧЕБНАЯ МАГИЯ
Важное место в языческой культуре славян занимали накопленные в течение многих
веков эмпирические знания и практические навыки оказания помощи больным и раненым людям.
Относительно высокой ступени развития народная медицина достигла приблизительно во II-III вв.
На заре истории врачевание было коллективным занятием всех общинников. Этот опыт
народной медицины умножался и передавался из поколения в поколение. Позднее, в период
разложения первобытного общества, появились профессиональные служители религиозного культа,